«Я люблю ТЮЗ за то, что в нём многое можно пережить и многое узнать», - так писала в свой любимый театр - Театр юных зрителей - одна ленинградская школьница.
Вот именно в этом «многое можно пережить» и таится всепокоряющая сила всякого подлинного театра, театра, способного взволновать живыми образами сценических персонажей, развёртывающих на глазах у зрителей картину своей жизни, своей борьбы за цели, которым сочувствует зритель, мысленно поставивший себя на место любимого героя, страстно ненавидящий его врагов, которых он признал и своими врагами.
Зрители сопереживают в процессе спектакля всё, что проходит перед их глазами, всё, что они слышат, причём дополняют это своей разбуженной театром фантазией. И сопереживают они не в одиночку, а совместно с соседями по зрительному залу, совместно со всей аудиторией, потому что театр является не только искусством коллективного творчества, но и объектом коллективного восприятия. А если это так, то насколько же важно, чтобы театральная аудитория была однородна по своему составу, по своей подготовке, по своим запросам.
В детской и взрослой аудитории один и тот же спектакль обычно воспринимается разно. Поэтому одна и та же пьеса должна быть по - разному интерпретирована для взрослых и для детей. Как на пример могу указать на комедию Островского «Бедность не порок», одновременно поставленную в Ленинграде в одном из ведущих взрослых театров и в Театре юных зрителей. При том же авторском тексте (без купюр) спектакль в ТЮЗ шёл почти на час меньше, чем в театре «для больших». И это потому только, что ТЮЗ учёл ритмы восприятия своей аудитории и нашёл такую трактовку спектакля, при которой темпы сценической жизни героев внутренне и внешне совпадали с темпами жизни юных зрителей.
Но этого мало: театру надо было найти такой акцент, при котором сюжет пьесы стал бы более близким, более волнующим для юной аудитории. Не снижая значимости образов стариков: Любима Торцова, Пелагеи Егоровны, Гордея Карпыча, Коршунова, - ТЮЗ особо выделил образы молодёжи - Любушки и Мити, на место которых могли поставить себя мысленно и юные зрители, полюбившие в Любиме Торцове их друга, возненавидевшие в Коршунове их врага.
Зрители разного возраста воспринимают спектакль со своей возрастной точки зрения. Когда в первые годы существования в Ленинградском ТЮЗ шла пьеса П. Горлова «На перевальной тропе», действие которой развёртывалось в эпоху гражданской войны, нам довелось наблюдать убедительный пример различного переживания зрителями одного и того же сценического эпизода. Вот он.
Белогвардейский полковник, желая получить от жены партизанского вождя сведения о местонахождении мужа, угрожает ей расстрелом сына. Зрители - ребята всегда воспринимали эту сцену, ставя себя на место своего сверстника - мальчика - героя, - убеждавшего мать молчать. И когда ворвавшиеся в город партизаны спасали юного героя, ребята всем залом кричали «ура» и топали от восторга ногами. Когда мы тот же спектакль показали взрослой аудитории, то невзирая на благополучный исход зрители оставались некоторое время подавленными этой сценой, сочувствуя тяжёлым переживаниям матери, на место которой они, видимо, поставили себя.
Таких примеров разного восприятия одного и того же спектакля детьми и взрослыми можно привести много. Всё это доказывает, что театр должен адресовать свои произведения по точному адресу.
И если опыт работы детскик театров для взрослой аудитории убеждает нас в том, что художественно полноценный спектакль для детей обычно интересен и взрослым, то опыт показа спектакля для взрослых детям доказал, что в этих спектаклях ребята, ещё не обладающие житейским опытом их отцов и матерей, естественно, не всё и не всегда правильно понимают. Поэтому посещение театров для взрослых школьниками полезно только при строгом отборе репертуара и при соответствующей интерпретации театром драматургического материала.
Театр для детей и юношества - это театр для школьников, иначе говоря, для людей, главная задача которых на нынешнем этапе их жизни - учиться и воспитываться. Основным помощником молодёжи в этом сложном деле, несомненно, является школа. Но школа не может одна всесторонне охватить жизнь своего воспитанника, не может одна организовать его внешкольный досуг, духовно насытить все часы его внеклассной жизни. Наряду со школой необходимы ещё и внешкольные мероприятия: детские библиотеки, дома пионеров, детские физкультурные базы и т. д. Вот таким внешкольным учреждением, обогащающим учащихся и в познавательном и в воспитательном отношениях, стал советский театр для школьников - Театр юных зрителей, являющийся одним из своеобразных культурных достижений советского государства, так как ни заграницей, ни в царской России таких «театров особого назначения» не было.
Война против гитлеровской Германии прервала творческую работу многих театров юных зрителей в период их расцвета. Сеть ТЮЗ сократилась, кадры актёров распылились. Многие театры лишились своих помещений. ТЮЗ, которым пришлось эвакуироваться из родных городов, были поставлены перед необходимостью обслуживать в основном взрослых зрителей.
С большими трудностями и опасностями покидал родной город коллектив Сталинградского ТЮЗ. Сталинградцы в полном составе добрались до Казани, где и продолжают свою деятельность. Упорно не хотел покидать своих зрителей и коллектив Ленинградского ТЮЗ, продолжавший спектакли в условиях блокады и бомбёжек.
В дни войны дети стали достойными помощниками и товарищами своих отцов и матерей, старших братьев и сестёр. В прифронтовой полосе и в тылу у немцев они совершили немало подвигов смелости и героизма. Но вместе с тем война наложила неизгладимый след на тех из них, кто был свидетелем фашистского варварства. Кроме того война отняла У многих детей привычный уют семьи, столь необходимый ребёнку для нормального развития. Отцы ушли на фронт защищать родину, матери заменили отцов на их работе. Дети остались одни, тяжело переживая одиночество, угрюмо замыкаясь в себе, часто попадая под тлетворное влияние улицы. Им грозит вовлечение в хулиганство, окрашенное для детей ложной романтикой. Бороться с этой псевдоромантикой можно только средствами романтики подлинной. Одним из путей к ней всегда являлось искусство и, в частности, театр с его волнением за судьбу любимых героев, с его властным воздействием на зрителей, живущих в продолжение спектакля единой жизнью.
Дети по натуре вообще очень требовательны. Недаром Добролюбов писал: «Разумного в детях больше, нежели предполагают. Они очень умны и проницательны, хотя обыкновенно и не умеют определительно и отчётливо сообразить и высказать свои понятия». Сейчас требования подрастающего поколения сильно выросли - дети повзрослели. Юный зритель будет удовлетворён только тогда, когда почувствует со сцены большую мысль, высокое чувство патриотизма, мужество и преданность интересам родины.
Основной вопрос в жизни театров юного зрителя - это репертуар. Подростки и дети хотят видеть на сцене героев - людей высоких моральных и душевных качеств, которым они могли бы подражать. Им нужна пьеса, в которой был бы показан сегодняшний Павел Корчагин, активный боец фронта и тыла, черты которого раскрылись в миллионах советских людей. Замечательные черты Павла Корчагина унаследовали и Зоя Космодемьянская, и капитан Гастелло, и Александр Матросов, и другие герои Отечественной войны.
К великому сожалению, за годы войны почти не создано пьес, обращенных к детям среднего и младшего возрастов, с учётом их запросов, их душевных эмоций. Советские драматурги в неоплатном долгу перед юным зрителем. Почти нет пьес, раскрывающих образы бойца и командира Красной Армии, которые волнуют воображение детей, с которыми они мысленно живут, потому что на фронте их отцы и братья. Количество пьес на современные темы, которые вошли в репертуар театров для детей, ничтожно мало. Нет хороших пьес о великом прошлом русского народа и о национальных героях наших братских республик.
Комитет по делам искусств возлагает кое - какие надежды на закрытый конкурс, который проводится сейчас специально для пополнения репертуара театров юного зрителя. Но совершенно очевидно, что без активной работы с драматургами самих театров, вряд ли они скоро получат нужные им современные пьесы.
Театры юных зрителей являются как бы внеклассными помощниками школы. Поэтому они должны быть близки комсомолу так же, как школа, как детские книги, так же, как всё, что служит делу коммунистического воспитания нашей молодёжи. От комсомола как организации, непосредственно связанной с нашими зрителями, детские театры ждут активной, действенной помощи в первую очередь.
Идея включения в сеть постоянно действующих внешкольных детских мероприятий профессионального педагогического театра могла родиться и родилась только в нашей стране, проявляющей исключительные заботы о воспитании подрастающего поколения. Отбирая воспитательные средства, нельзя было пройти мимо сильнейшего из них, каким всегда была и будет радость.
Ведь то, что воспринято радостно, западает в душу глубоко и надолго. Та радость, которая согрела душу человека в детском возрасте, останется в его памяти на всю жизнь. Сейчас эта радость призвана залечить душевные раны, которые нанесла нашим детям война.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.