Тихо в тайге. Молчит она, словно боится выдать свои тайны. Так и старые таёжные люди не разговорятся по - пустому, не проболтаются.
Бродит, бывало, человек по тайге в одиночку, ищет золото. Приметит у горного ключа желтоватые песчинки, заволнуется: не подсмотрел бы кто, как дрогнули руки, как блеснули глаза. А случится встретить ему золотую жилу, заспешит укрыть её, чтобы никто другой не узнал, где лежит в земле драгоценный клад.
Только клад этот нельзя одному взять. Заковано золото в самой крепкой, кремнистой породе - да так, что без привычки но догадаешься, есть оно тут или нет, Нужны богатырская сила, хитрое уменье, чтобы освободить от руды благородный металл.
Много тайных мест в Мариинско - Тайгинских, или, как принято их называть, в Мартайгинских горах. На сотни километров простёрлась живописная панорама покрытых зелёными кронами гор. Мало кто догадывался о подлинном богатстве этих мест. Край с многочисленными месторождениями золота, вольфрама, ртути и других редких металлов долго не был исследован. Только сейчас делается первая попытка обобщить результаты разведок последних лет и составить геологическую карту Мартайгинских гор.
Помнят старожилы ту пору, когда в глухой тайге пролегали лишь узенькие горные тропы. Небезопасно было ходить по ним. Бывало, что и тщательно спрятанная ноша - золото, добытое в горах, - доставалась пошаливавшим в Мартайге беглым каторжанам. И теперь ещё случаются на старых разработках такие находки, как цепи - кандалы, прикованные к тачкам, - свидетельство применявшегося здесь каторжного труда.
Старики часто рассказывают молодым золотоискателям были и небылицы о сокровищах тайги. Больше всех любил слушать эти рассказы сын старателя Николай Демьянов. С детских лет рылся он в русле речки Воскресенки, где когда - то намывал золото его отец. Не хуже стариков теперь знает Николай толк в руде, до тонкости изучил шахтное дело. Всё спорилось у него в руках. Если задумает какое дело, обязательно добьётся своего. За это уважали Демьянова товарищи. За это и вожаком своим выбрали его комсомольцы Берикульского рудника.
Берикуль - старый прииск Мартайги. Никто не считал, а сотню лет наверняка существует он. С каждым годом всё больше механизируется прииск, вытесняя остатки дедовских способов добычи золота. Шахта путаными ходами глубже и глубже проникает в недра. В тёмном подземном царстве, как многорукий змей, тянется к каждому забою шланг со сжатым воздухом, который приводит в ход свёрла буров. Там, где руда выдаётся наверх, стройной цепью поднимаются в гору металлические вышки - столбы - новая подвесная дорога к отстраиваемому по последнему слову техники заводу.
У завода, в четырёх километрах от Берикуля, вырос большой посёлок. Потеснилась тайга. В просветах её, как заплатки, появились первые огороды.
Много на прииске молодёжи, много и комсомольцев. Берикульские комсомольцы и в шахте и на строительстве завода среди передовых рабочих. Как зеницу ока бережёт добрую славу своей организации секретарь комитета Николай Демьянов.
Растёт прииск. Растёт и авторитет комсомольцев. Но мало этого Демьянову. Горит в нём кровь тех, кто «запоем» бродил по тайге. «Выведать бы у неё тайну, - мечтает он, - найти залежи богатой руды, как нашёл когда - то старик Парфёнов жилу, которая так и называется - парфёновской!»
Однажды весь прииск заговорил о находке на горе Таскил. Угрюмая, с чащей, в которой темно, даже днём, она внушала особое уважение к себе. На вершине Таскила, большую часть года покрытой густыми облаками, есть озеро, куда стекают талые воды. Из озера, устремляясь вниз, бежит по склону горы, шумя на перекатах и водопадах, речка Громотуха.
Не испугался дебрей Таскила старатель Крючков, проник к руслу Громотухи, а там, у ключа Ударный, словно ждали его россыпи шероховатого, породистого, золотого песка. Через два месяца новый рудник «Ударный» уже дал несколько десятков килограммов золота.
- Хорошо бы и нам найти жилу, построить комсомольский рудник! - поделился как - то Демьянов своими сокровенными думами с друзьями - Петром и Михаилом Сладковыми, Римом и Василием Печенеговыми, Алексеем Яковлевым.
Так возникла идея основать комсомольский прииск. Она понравилась всем комсомольцам, и молодёжь долго и горячо обсуждала, откуда начинать поиски.
Как - то, возвращаясь домой из районного центра, комсомолец Пётр Ятченко нашёл в горах кусок характерно поблёскивающей руды. Тут же он побежал к друзьям поделиться радостью.
- Откуда? - спросил Демьянов.
- За перевалом нашёл, на горе у Воскресенки, недалеко от посёлка, - ответил Пётр.
Демьянов отнёс находку в лабораторию, хотя твёрдо знал, что глаза не обманули его. Сделали пробу. В руде оказалась много золота.
Окрепла у комсомольцев давняя мечта. Созрело решение - непременно идти на гору у Воскресенки, которая послала ребятам весточку, попытать своё счастье. Горстка энтузиастов - комсомольцев решила создать, комсомольский прииск.
Многим показалась напрасной затея комсомольцев. И в самом деле, на первых порах не везло молодым золотоискателям.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.