Танцем сотворенный мир

Андрей Баташев| опубликовано в номере №1176, май 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Каждое движение должно быть абсолютно точно выстроено, а каждый его оттенок – внутренне мотивирован.

– Что ты его сейчас останавливаешь? Он еще не подошел к тебе. Вот теперь останови. Нет. Это «отойдите!». А это просто жеманство. Вот. Правильно. Так что же ты без соображения танцуешь?

Замечание танцовщику:

– Нужно убрать ребра. Зашнуруй их. Надень каждое на крючок. Так изящнее. А то вы все в турах вываливаетесь. Слишком много торса.

Замечания танцовщицам:

– Гладь воздух рукой, гладь...

– Прыжок хороший, толчок хороший, но ты вся жидкая. Надо позу крепенько держать, а то ты сейчас вся дождем изольешься.

– Все делаешь на фальшивой ноге... Нужно требовательно подбежать!

Подходит к балерине, мнет ей плечи:

– У тебя эта часть немая. Делай «чахотку», сожмись, чтобы было из чего раскрыться. Пальцы невыразительные. Я потом покажу тебе картины, и ты поймешь, что нужно сделать, чтобы кисть стала выразительной...

В жизни не ходят на пуантах, не носят пачек, не объясняются в любви прыжками и пируэтами... Язык балета условен, он обретает смысл только тогда, когда на сцене удается воссоздать концентрированную правду чувств. Талант Семеновой-педагога состоит, видимо, еще и в том, что она с вдохновенной безошибочностью умеет заронить в сердце артиста волшебные зерна фантазии. И тогда он вдруг со счастьем и восторгом ощущает, как его внутренний мир перестраивается, послушно подчиняясь мелодии, тембровым и гармоническим сочетаниям...

В репетициях Семеновой всегда есть элемент импровизации, драгоценная сиюсекундность восприятия, неожиданность и остроумие...

– Как это было красиво, – вспоминает Марина Тимофеевна, – балерина с полупальцев пласталась на тело партнера, как шлейф...

И эта ее фраза остается в памяти, потому что переливающиеся из одного слова в другое «л» в бережной оболочке согласных создают звуковой образ плавного движения, наполненного нежностью.

Танцовщица спрашивает, какое платье, розовое или красное, больше подходит для первого выхода, и Семенова без раздумий отвечает:

– Красное. Розовое всегда запаздывает.

Изменение цвета она восприняла как изменение движения – «запаздывает»...

Когда Семенова недовольна, она не в силах скрыть свой гнев:

– Ты не держишь позу, а лежишь дома. На матрасе. Тогда ступай домой, выспись!

– Оторви уши от плечей! Изящнее! Загривок крепче!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены