София Ротару рождена для песни. Голос ее удивителен, раскован и волнующе хорош. В нем сила и широта, необычайная звуковая насыщенность. И еще обаяние и страсть. София Ротару каждую песню поет так, будто это самая главная песня в ее жизни. Казалось, она долго копит душевные силы, чтобы сегодня, сейчас выразить всю свою страсть, всю радость и боль без остатка. За одиннадцать лет нашего знакомства меня всегда поражала ошеломляющая творческая «щедрость» певицы. Я не помню случая, чтобы она отказалась выступать и по два и по три раза в день. «А как же иначе?» – удивляется певица-Звезда Софии Ротару вспыхнула сразу и необычайно ярко. Это произошло летом 1972 года в Москве, во время гастролей ансамбля «Червона рута». Самое поразительное, что молодая молдавская певица предстала перед слушателями не робким новичком, а вполне сложившимся мастером: ее голос безраздельно властвовал над слушателями.
Особенно ей удалась тогда песня М. Блантера и М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», в которой Ротару обнаружила незаурядный драматический талант актрисы. Смогла найти, быть может, единственно верный тон, соединивший воедино пронзительный трагизм памяти с философским раздумьем-обобщением о торжестве жизни. Яростный протест звучал в темпераментном и вдохновенном пении Ротару – матери, Ротару – дочери солдата.
София Ротару сразу же заняла лидирующее положение на нашей эстраде.
...Михаил Федорович Ротару, бригадир виноградарей из буковинского села Маршенцы, любил после работы собирать в кружок шестерых своих детей – для «спевки». Смолоду считавшийся хорошим певцом, он и детей приучал любить народную песню – молдавскую, украинскую, русскую. Может быть, те домашние концерты и привели на профессиональную эстраду четверых !детей старого виноградаря.
Маленькая Соня не только охотно пела, но и жадно училась играть на домре, на баяне. Позднее занималась в вокальном кружке Дома культуры райцентра Новоселице.
В старших классах Соня всерьез увлеклась легкой атлетикой – дома появились грамоты за успехи на районных и областных соревнованиях. Но музыка все же брала свое: после победы на республиканском конкурсе художественной самодеятельности в Киеве София поступает в Черновицкое музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. В 1968 году выпускницу училища Софию Ротару посылают в Болгарию на IX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Среди исполнителей народной песни Софии не оказалось равных. Она завоевывает золотую медаль, о которой многие почитатели таланта певицы и не подозревают.
Потом будут годы учебы в Кишиневском институте искусств... В свободное время София будет петь со студенческим оркестром Черновицкого университета и... втайне мечтать о своем эстрадном коллективе, солисткой которого она охотно бы стала. И лишь когда на одну из репетиций оркестра студент-медик Владимир Ивасюк принесет свою песню «Червона рута» и отдаст ее Рота-ру, только тогда она вместе с мужем Анатолием Евдокименко решится создать свой ансамбль – «Червона рута». И зазвенит, закружится в современных ритмах мелодичная песня о чудесном алом цветке, принеся известность и молодому автору, и ансамблю, и, разумеется, его солистке. Лишь после этого певица предстанет перед московской публикой в Центральном концертном зале, ставшем ее стартовой площадкой к высотам всенародного признания и любви.
И в начале пути и позднее наибольшие творческие удачи Ротару связаны с песнями гражданского звучания. Для каждой из них она выбирает самые необходимые краски. Ее ощущение песенного образа всегда точно и цельно.
На концертах певице не удается, как правило, спеть только одну песню – зрители не отпускают. И вот что интересно, показательно: такое впечатление, что песни «на бис» всегда подобраны Ротару тщательнейшим образом. Каждая из них – именно ее, не просто мастерски исполняемая, а песня Софии Ротару. «Край родной», «Стара печаль моя...», «Красная стрела»... Прекрасно, что этот список можно продолжать еще очень долго, и это – свидетельство того, что певица, не побоюсь сказать, именно режиссирует свой репертуар. Как обстоятельно и по-режиссерски точно «делает» свой образ на сцене: эффектная и в то же время говорящая о тонком вкусе, чувстве меры одежда; мягкая пластика и великолепно развитое чувство ритма, гарантирующие от сумбурных, псевдоритмических подергиваний, которые так часто приходится наблюдать на эстраде.
Конечно, Ротару ищет, экспериментирует, не всегда добиваясь реальных удач, но ведь на то и поиск, а требовательность к себе, верю, не даст Софии выйти к слушателю с сырыми вещами.
В творческой биографии талантливой певицы легко прослеживается ее пристрастие к песне, славящей силу и красоту человеческих чувств, любовь к отчему дому и родной земле. Именно за такие песни мы, слушатели, и любим народную артистку Украинской ССР, лауреата премии Ленинского комсомола Софию Ротару. И недаром сама Ротару как-то призналась мне, что она хочет петь о сегодняшнем дне, жить его радостями и заботами. А питает ее и дает силы неиссякаемый источник вдохновения – фольклор, народная песня. Ей она всегда верна.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.