Врубель! Талант громадный и волнующий! Творчество сильное, страстное и мучительное!
Почти полвека прошло с тех пор, как умер этот художник, и ровно сто лет, как родился. Но до сих пор его картины, все его творчество являются предметом напряженного изучения и горячих споров. В этих спорах трудно определить середину, ибо - таково уж свойство таланта Врубеля! - всегда были у него или восторженные почитатели, или столь же ревностные хулители. Одно можно утверждать: равнодушных не было.
Мимо картин Врубеля нельзя пройти, не заметив их. Они как бы гипнотизируют вас, вы не в силах оторвать от них взгляда. Вы можете воскликнуть: «Как странно!». Но ничего не воскликнуть не можете.
В Третьяковской галерее есть картина «Пан». Веселый греческий бог под кистью Врубеля потерял свои античные черты. Такой Пан никому не пригрезится под сенью оливковых рощ древней Эллады, но в каком - нибудь муромском лесу в возбужденном воображении запоздалого путника подобный Пан, пожалуй, мог и возникнуть, только в здешних местах зовут его иначе: леший. Да, в самом деле, вглядитесь в его глаза - синие, озорные; лукавые смешинки в них; и борода у него никак не античная, борода хитрого деревенского русского деда... Он как бы врос в пень, а может быть, и возник из пня, из лесной коряги, обратившись в живое существо в воображении уставшего пешехода, бредущего по тропинке в окружении лесов и болот...
Волшебное и реальное, фантастическое и действительное причудливо смешаны в этой картине, и мы невольно останавливаемся возле нее. Как все талантливо, ярко в ней, как самобытно мастерство этого замечательного художника!...
Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году в Омске. Отец будущего художника часто переезжал из города в город, и мальчик рано познал жизнь, почувствовал и воспринял красоту родной природы. Рисовал он превосходно с детских лет. В 1880 году, поступив в Академию художеств, он быстро завоевал себе репутацию художника яркого, своеобразного, имеющего свой взгляд на мир, свое восприятие красок, свою палитру. Совет великого Репина - «искать себя» - стал для молодого Врубеля основой творческой жизни.
Трудно сказать, когда это произошло: может быть, еще в юношеские годы, может быть, несколько позднее, но случилось так, что величественная, мятежная поэзия Лермонтова поразила сердце Врубеля - художника и навсегда привязала к себе его творческие устремления.
Кочующие караваны
В пространство брошенных
светил...
влекли к себе Врубеля с такой же силой, как и Лермонтова. «Печальный Демон - дух изгнанья», сеявший зло «без наслажденья», «нигде искусству своему он не встречал сопротивленья, - и зло наскучило ему» - этот бессмертный образ, выражающий протест, гордую, беспредельную страсть, настолько поразил Врубеля, что воссоздание его в графике, рисунке, скульптуре и живописи сделалось для художника смыслом жизни. Здесь он нашел себя, сюда направил все свои помыслы. 11 июня 1883 года он писал сестре: «Вдохновение - порыв страстный неопределенных желаний, есть душевное состояние, доступное всем, особенно в молодые годы; у артиста оно, правда, несколько специализируется, направляясь на желание что - нибудь воссоздать, но все - таки остается только формой, выполнять которую приходится не дрожащими руками истерика, а спокойными ремесленника. (Пар двигает локомотив, но не будь строго рассчитанного, сложного механизма, не доставай даже в нем какого - нибудь дрянного винтика, и пар разлетелся, растаял в воздухе и нет огромной силы, как ни бывало). Так вот работа и думы берут у меня почти весь день».
Вдохновение без высокого мастерства, без техники, без упорного труда бесплодно. Но бесплодно и холодное мастерство, лишенное красок, бурного вдохновения. Соединение этих двух начал рождает произведение истинного искусства.
Таков был взгляд Врубеля на творчество.
Врубель работал яростно, не щадя сил. Своего Демона он так и не дописал. Это была не работа, а истинное подвижничество. Картина находилась на выставке, но художник продолжал наносить все новые и новые штрихи.
В своих воспоминаниях С. Яремич пишет: «Несмотря на открытие выставки, он приходил ранним утром и переписывал картину. При частых моих посещениях я каждый раз видел а Демоне перемену. По счастливой случайности, сохранился фотографический снимок одного из тех Демонов, которые были записаны. На лице его печать усталости, есть что - то удивительно мягкое, болезненное, женственное во всем облике и, в особенности, в больших детских обиженных глазах... Были моменты, когда по лицу его лились слезы. Затем он снова ожесточался. И в окончательном Демоне, несмотря на необыкновенный подъем сил, все же остались следы слез».
Можно напомнить, что так же титанически работал над «Демоном» и Лермонтов, так и не давший окончательно завершенного варианта своей великой поэмы.
Сорок раз переписывал Врубель голову Демона! Что вчера казалось завершенным, сегодня не удовлетворяло, ибо возникала новая, более яркая мысль... Работая над иллюстрациями к изданию сочинений Лермонтова, Врубель создал не только цикл рисунков, наиболее приближенных к характеру и духу лермонтовского творчества, он дал нам подлинную графическую поэму, каждая деталь которой - Драгоценность.
Среди рисунков Врубеля есть «Печорин на диване», исполненный акварелью. Иллюстрация ли это в прямом смысле слова? Менее всего! Здесь мы видим смелое вторжение художника в идею образа, видим проникновенный психологический портрет Печорина.
Кто не знает изумительных строк поэта:
Несется конь быстрее лани.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К 50-летию со дня гибели лейтенанта Шмидта