Храпит и рвется будто к брани...
Взмахнув растрепанною гривой.
Вперед без памяти летит.
На нем есть всадник
молчаливый.
Он бьется на седле порой,
Припав на гриву головой!
Припомнив эти строки, обратимся к картине Врубеля. В движениях коня - порыв, он весь как молния, но всадник смертельно ранен, еще минута - и он упадет, это неотвратимо! И если бы не Врубель иллюстрировал Лермонтова, а Лермонтов писал свои строки, глядя на рисунок художника, то они не могли бы быть другими: так тут все органично сплетено и связано.
Врубель иллюстрировал не только Лермонтова - у него есть отличные рисунки к «Анне Карениной» Л. Толстого, к «Моцарту и Сальери» А. Пушкина, есть превосходные портреты, пейзажи, картины на библейские и сказочные темы, написанные по - своему, по - врубелевски. Но вся его жизнь в искусстве теснейшим образом связана с творчеством великого Лермонтова.
У Врубеля не было ни учеников, ни последователей. Когда появлялись его рисунки и картины, то они встречались в лучшем случае холодно. В худшем - подвергались высокомерному осуждению. Журнал «Артист» писал: «Совершенно невозможны иллюстрации Врубеля к «Демону». «Русский Вестник» отзывался еще резче: «Издатели поручили почти всю работу некоему художнику Врубелю, давшему ряд самых невозможных и нелепых композиций». Сам издатель, Кушнерев, уже после выхода сочинений Лермонтова в свет восклицал, обращаясь к художникам: «В какую историю вы меня вовлекли с этим Врубелем! Его все бранят и никто ничего не понимает в его рисунках». И только у молодых художников - Серова, Нестерова, Головина, Коровина, Пастернака - картины и рисунки Врубеля вызвали подлинный восторг: они увидели в них то, что многие не были в состоянии почувствовать, - глубокое проникновение в самую суть творчества Лермонтова.
Свой жизненный путь талантливый художник закончил в психиатрической больнице. Слишком велика была нагрузка, слишком самозабвенно растрачивались душевные силы. Но даже будучи тяжело больным, в редкие периоды просветления он снова брался за кисть и писал, работал до изнеможения, отвергая вмешательство врачей.
Доктор Усольцев, в лечебнице которого долгое время находился больной Врубель, писал: «Это был художник - творец, всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание... Часто приходится слышать, что творчество Врубеля - больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить».
Врубель дорог и нам, советским людям. Выросший как художник в те годы мрачной реакции, когда «Победоносцев над Россией простер совиные крыла», он носил в себе чувство гневного протеста против окружающей жизни. Протест преломился у него в острую душевную боль, не нашедшую выхода в активной борьбе, и эта боль истерзала его сердце, сломила тонкую натуру художника.
Великий русский актер и певец Федор Шаляпин в своих воспоминаниях писал: «Я не смею быть критиком, но мне кажется, что талант Врубеля был так грандиозен, что ему было тесно в его тщедушном теле. И Врубель погиб от разлада духа с телом. В его задумчивости действительно чувствовался трагизм. От Врубеля мой «Демон».
Картины и рисунки Врубеля волнуют и поражают нас. На них печать истинного таланта - таланта большого, яркого, заставляющего задумываться, рассуждать, мыслить, волноваться...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К 50-летию со дня гибели лейтенанта Шмидта