Кукольный фильм «Вот какие чудеса», снятый на киностудии «Союзмультфильм», - первая работа режиссеров И. Уфимцева и М. Каменецкого, первый фильм художника Ю. Зальцмана.
И. Уфимцев - театральный режиссер, он ставил спектакли в Минске, Ярославле, Москве, а тут вдруг вместо актеров перед ним оказались куклы. И, надо отдать им справедливость, они бывали перед объективом кинокамеры подчас выразительнее иных актеров. Они никогда не уставали, не опаздывали, не устраивали перекуры, не болтали попусту. В общем, это были самые идеальные актеры, которых мог только пожелать себе самый требовательный режиссер. Ведь недаром же известный английский режиссер Гордон Крэг мечтал когда-то заменить в своем театре всех актеров марионетнами. Он считал, что только они могут выразить на сцене истинный замысел постановщика. Ну, это вопрос спорный, а вот то, что кукла безоговорочно верит в любые, даже самые невероятные обстоятельства, это, конечно, бесспорно! Им было нетрудно поверить и в то, что однажды раздался гром среди ясного неба, сверкнула голубая молния и из земли забил источник со святой водой. Попила чудесной водицы полудохлая коза и... исцелилась!
Быстро бьет фонтанчик, и быстро вокруг него собирается народ. Первым, конечно, примчался попик из ближайшего прихода. Смешной, лопоухий, с невинным взором лазоревых глаз, он прибыл на собственном «Москвиче» и живо смекнул, какую выгоду сулит этот «святой» источник. И вот уже кипит работа, растут торговые ряды. Бойко идет торговля, каждый пробавляется чем может. Понуро стоит красавец дуб, около которого так мирно когда-то паслась «священная» коза. С одной стороны с него ободрали всю кору - это постарались торговцы святым лыком, с другой оборвали все листья.
Шумит базар, а голубоглазому попу в кассу так и падают денежки, монетка за монеткой, рублик за рубликом. И в воображении попа маленькая покосившаяся церквушка превращается в новую, обрастает куполами и приделами, а на месте старенького колченогого «Москвича» появляется красавица «Волга». Так бы, наверное, все и было, если бы... Если бы «святой» источник не оказался обыкновенной водопроводной трубой, пробитой молнией.
- В основе нашего фильма, - рассказывает Уфимцев, - лежит анекдот, рассказанный в острой гротесковой форме. Мы хотели показать, к чему иногда приводит элементарное невежество. Святые мощи, святая вода - все это не что иное, как ловкий обман темных, невежественных людей, которым в самых обычных вещах мерещится чудо. И рядом с ними всегда находятся люди, спекулирующие на вере.
Поэтому мы стремились создать в картине новый тип куклы, куклы-обобщения, которая в гиперболической форме могла бы сделать то, что на большом экране не выполнил бы ни один актер.
Острый антирелигиозный фильм «Вот какие чудеса» выходит на экраны, и, наверное, зритель от души посмеется, увидев злоключения незадачливого попика, порадуется изобретательности и остроумию режиссеров и художника и поздравит студию «Союзмультфильм» с приходом молодых творческих работников.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Репортаж из провинции Куанг Бинь