Летом нынешнего года с борта научно-исследовательского судна «Витязь» в Москве была принята следующая радиограмма:
«Стою на якоре. Глубина - 9 600 метров».
Это был рекорд: ни одному судну мира еще не удавалось бросать якорь на такой глубине. Тридцать лет оставалось непревзойденным достижение немецких мореплавателей с «Метеора», которые произвели постановку якоря на глубине 5 780 метров. В последние восемь лет «Витязь» сто тридцать четыре раза стоял на глубоководном якоре, и, наконец, в конце апреля этого года рекорд немцев был перекрыт: судно бросило якорь в Тихом океане на глубине 7 700 метров.
Однако очередной рейс показал, что и достигнутое не предел. Почти десять километров было до дна, а «Витязь» замер на якорях и застопорил машины. При этом якорный ступенчатый трос, искусно сращенный командой и выдержавший чудовищную нагрузку, еще имел в запасе три тысячи двести метров...
Но не только этим мировым рекордом ознаменовалось полуторамесячное плавание, в котором моряки и научные работники, преодолев около пяти тысяч миль, тщательно исследовали Курило - Камчатскую и Японскую глубоководные впадины и собрали важнейшие материалы об обмене вод. Полученные данные опровергли утверждения американских ученых о том, что воды во впадинах застойные, мертвые и потому могут быть превращены в свалку отходов атомного производства. Ихтиологическому отряду, которым руководил профессор Теодор Саулович Расс, удалось впервые в мире выловить рыбу с глубины, превышающей семь с половиной километров.
... Работы экспедиции начались еще в 1949 году, когда «Витязь» приступил к планомерному изучению Тихого океана. Океанографическая наука не давала твердого ответа на вопрос: существует ли жизнь на больших глубинах? Ихтиологи задались целью выяснить это.
В те дни, когда мы впервые встретились с заведующим ихтиологической лабораторией Института океанологии Академии наук СССР профессором Рассом, датские ученые опубликовали свои выводы: жизнь в океане возможна лишь на глубине не свыше шести километров.
Профессор Расс рассказывал нам об этом в июле 1951 года, спустя два года после начала работ «Витязя» в Тихом океане. И уже тогда он заявил: прежние представления безнадежно устарели, даже в глубоком мраке, при огромном давлении, которого не выдержит ни один подводный корабль, есть жизнь!
В лаборатории профессора Расса можно было увидеть множество сосудов, склянок, баночек и пробирок со спиртом и формалином, в которых хранились причудливые рыбы, добытые участниками наших экспедиций. Мы увидели небольшую рыбку - гоностому и светящегося анчоуса, у которого вдоль живота словно были пришиты излучающие свет пуговки.
Большой интерес вызвал хаулиод - рыба длиной в 25 сантиметров со змеевидно изгибающимся телом и большой пастью, усеянной длинными и острыми, как иголки, зубами. Светящийся орган расположен у нее под глазами и служит прожектором при передвижении в кромешной темноте. Нашими учеными хаулиод пойман впервые. Мировой науке были известны лишь пять экземпляров макдональдии - глубоководной рыбы с удлиненным телом и колючками вдоль всей спины. В лаборатории мы увидели еще два экземпляра, добытых советской экспедицией.
Настоящим великаном казалась рядом с ними заключенная в большую банку рыба длиной в 80 сантиметров - черный долгохвост, которого извлекли с глубины семь тысяч метров! С такой же глубины были подняты и донные животные - голотурии, моллюски и черви, собранные в коллекции института.
В 1952 году в Яванской впадине датчане добыли рыбу с глубины 7 130 метров тем самым опровергнув свои прежние утверждения. Год спустя на палубе «Витязя», плавающего над Курило - Камчатской впадиной, ученые с любопытством рассматривали рыбу, извлеченную с глубины 7 230 метров. А в сентябре нынешнего года, когда мы снова встретились с профессором Рассом, он показал нам такую же рыбу из семейства морских слизней, добытую с глубины 7 578 метров!
- Это наибольшая глубина, с которой когда - либо удавалось извлечь донную рыбу в центральной части Тихого океана, - сказал профессор Расс. - Когда мы ее вытащили, сразу обратили внимание на то, что она лишена темных пигментных клеток. А ведь, как правило, подавляющее большинство глубоководных рыб имеет черный или черно - коричневый цвет. Вторая отличительная ее особенность - это маленькие глаза. Правда, в темноте ночи и большие глаза не помогут, - шутит профессор.
Маленькие глаза оказались и у другого редкого экземпляра - рыбы из семейства цетомимид. Но зато у нее был огромный рот, а по бокам тянулся небольшой канал, заполненный слизью. Он позволял рыбе улавливать самое ничтожное движение воды и быть все время начеку.
В небольшой круглой банке «плавал» другой удивительный обитатель океана - глубоководный удильщик. У него неуклюжее, мешковидное тело. Во впадине на лбу, между глазами, виднелся выдвигающийся костный стерженек - удилище, на конце которого имелась несгибаемая упругая леска. Она заканчивалась светящимся фонариком, приманивающим добычу. На фонарике, если вглядеться, можно заметить чувствительные волоски - придатки, позволяющие глубоководному удильщику даже в сплошном мраке ощущать приближение добычи.
И, наконец, любопытнейший экземпляр из улова нынешнего лета - угорь - мешкорот. У него крошечная передняя часть головы, огромные челюсти, длинное хлыстовидное тело. Такой угорь обитает в глубинах близ северной Японии.
- Как же исследователи добывают эти редчайшие экземпляры?
- Поимка глубоководных рыб произведена новыми орудиями лова, изготовленными по чертежам наших ученых и инженеров - конструкторов, - рассказывает профессор Расс - Мы используем большие конические сети диаметром 5,5 метра, мелкоячейные конические сети и, наконец, сети из перлона очень большой прочности. Разумеется, у них разное назначение. Перлоновые сети, например, мы применяем для серийного лова на разных глубинах - они помещаются на одном тросе, но на расстоянии друг от друга. Многие сети сконструированы непосредственно в Институте океанологии и впервые опробованы на «Витязе».
Нынешним летом наряду с изучением глубоководных рыб советские ихтиологи успешно занимались исследованием верхнего слоя океана, где водятся тунец и сайра, имеющие большое промысловое значение. Советским ученым пришлось также заняться определением степени зараженности этой рыбы продуктами атомного распада, попадающими в океан в результате ядерных взрывов, которые производят США и Англия.
Профессор сообщил, что до конца нынешнего года «Витязь» снова уйдет в плавание и будет совершать рейсы по программе Международного геофизического года.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.