До сих пор еще Тибет остается таинственной неизвестной страной, а Лхасса, столица Тибета, недоступным священным городом буддистов, куда напрасно пытаются проникнуть самые смелые европейские исследователи. Все вместе, и суровая природа страны, и нетерпимость ее обитателей к иностранцам, делают проникновение в Тибет почти невозможным. Громадное плоскогорье с средней высотой в 14 - 15 тысяч футов над уровнем моря, превышающей вершину Монблана, окружено со всех сторон и пересечено по поверхности еще более высокими горами. Некоторые из них выше 20.000 футов и постоянно покрыты льдом и снегами.
Расположенный на этом плоскогорье Тибет, хотя и граничит с плодороднейшими провинциями Индии и Китая, но так холоден и мрачен, что представляет в большей части своей совершенную пустыню, лишенную деревьев и растительности, если не считать грубой колючей травы, которой кормятся стада оленей, овец, диких ослов (яков) - представляющих домашний рогатый скот тибетцев. Из хлебных растений растет и вызревает здесь лишь ячмень и то в частях Тибета с наиболее мягким климатом.
Редкое население этой громадной и пустынной страны чрезвычайно ревниво и нетерпимо относится ко всякому проникновению сюда иностранца. Большинство - кочевники, постоянно меняющие вместе со стадами свое жилье. Другие образуют небольшие разбросанные поселки. Около небольших городов, расположенных обыкновенно на высоких холмах, возвышаются гигантские старинные замки. На каменных стенах этих замков - часовые, внимательно осматривающие кругом, не идет ли кто-либо чужой. Старинные замки одновременно и монастыри. Тибет - страна монахов. Здесь из каждых четырех жителей один непременно духовное лицо (Лама).
Монахи - привилегированное 1) сословие - живут большими общинами в громадных зданиях, расположенных отдельно от других построек. Эти монастыри - сборище. вооруженных монахов, которые проводят свое время в ссорах и набегах на соседей.
Подчас один монастырь идет походом на другой, а иногда эти «духовные» воители проникают в города, расправляясь с каким-нибудь неугодившим им губернатором.
Такие монастыри, насчитывающие сотни, а иногда тысячи обитателей, держат в страхе и трепете целые округа. Монахи ненавидят всех иностранцев. Они наиболее опасны для тех, кто пытается проникнуть с научными целями внутрь страны. В своей ненависти к иностранцам они не обращают внимания ни на какие гарантии, которые могут быть предоставлены гражданскими властями.
В самом центре этой темной и глухой страны лежит священная Лхасса. Здесь обитает, по понятиям тибетцев, их воплотившееся божество - Далай-Лама, который в одно и то же время - и светский властитель и первосвященник своего народа.
В своем великолепном дворце, - Потале, он показывается в торжественных случаях, облеченный всем блеском, который необходим для «живого бога», и в пышных аудиенциях принимает многочисленных наложников, которые со всех концов Тибета, и из Дальней Монголии стекаются к нему, чтобы принести богатые дары и получить благословение.
Всякий иностранец, желающий проникнуть в Лхассу, должен преодолеть, прежде всего, чрезвычайные физические препятствия, которые представляет из себя путь по плоскогорью, даже если бы он прошел лед, снег и горные обвалы, он сталкивается на самом плоскогорье с раздраженным населением, которое, грезя смертью, преграждает дорогу и требует немедленного удаления из страны.
В качестве востоковеда и антрополога 2), я давно интересовался Тибетом. Как восточник, я страстно ждал ознакомиться с хранящимися в Тибетских храмах рукописями, скрытыми пока для науки. Я был заинтересован Тибетским народом, его обычаями, его религией, его правительством, тем более, что все это представляется до крайности своеобразным и единственным в своем роде.
В предыдущие годы много времени я посвятил теоретическому изучению Тибетского языка и обычаев, надеясь, что это поможет мне рано или поздно предпринять желанное путешествие.
Около 2-х лет тому назад Джордж Найт возымел мысль организовать путешествие в Тибет, чтобы ознакомиться с народом и страною.
В поисках за средствами для снаряжения экспедиции, Найт обратился к Вилльямсу Дедериху - другу покойного Шекльтона, известного полярного исследователя. Дедерих не только горячий поборник научных исследований, но и человек, опыт которого чрезвычайно облегчает все сложные задачи подготовки к экспедиции. При его помощи идея была скоро воплощена в дело.
Так как вся Тибетская жизнь проникнута буддизмом, являющимся государственной религией, - всякая попытка работ в Тибете, всякое путешествие или исследование его должны быть начаты с изучения буддизма и его обычаев.
Чтобы сделать это наименее заметным образом, необходимо было обеспечить участие в задуманном Тибетцев-буддистов. Отчасти в этих целях экспедиции было придано название буддийской миссии в Тибет.
В начале состав экспедиции был такой - м-р Найт, как начальник экспедиции, капитан Эллам в качестве его помощника, м-р Фредерик Флетчер, как геолог, м-р Вилльям Гаркур, как кино съемщик. Меня пригласили некоторое время спустя в качестве научного эксперта, так как мое знакомство с языком и мои предыдущие работы по Тибету могли быть полезными экспедиции. Университет разрешил мне годовой отпуск и я мог принять приглашение.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.