Демагоги от педагогики тут же спускали на нас собак: дескать, «не развращайте молодежь», «западные штучки у нас не пройдут». А я продолжаю утверждать, что проблемы полового воспитания — это проблемы общечеловеческие. Они так же заботят и волнуют советских родителей и детей, как и людей других стран. Нам есть чему поучиться не только у коллег из Венгрии и ГДР, но и у западных специалистов, добившихся немалых успехов в половом просвещении подростков и молодежи. Они вовремя поняли, что прежде всего надо заниматься воспитанием воспитателей. Здесь положительным для нас примером может служить известный шведский эксперимент. Расскажу о нем подробнее.
В официальном пособии «Учебник по сексуальному воспитанию в школе», подготовленном Шведским национальным бюро по образованию, изложены основные принципы и методы обязательного сексуального просвещения, которыми должны руководствоваться родители, учителя и другие школьные работники. В нем, в частности, подчеркивается важность гибкого и адаптируемого преподавания с учетом местных традиций, условий жизни, конкретной аудитории.
Рекомендуется такая последовательность изложения материала:
— Учащимся от 7 до 10 лет — половое различие, внутриутробное развитие и процесс рождения ребенка, зависимость его от родителей. Просвещение начинается с этих сюжетов не случайно. Мы уже отмечали, что мальчики и девочки в настоящее время начинают интересоваться анатомией и физиологией пола с 6 — 7 лет. Зная об этом, воспитатели отказываются от шаблонных, метафорических объяснений («Нашли в капусте», «Принес аист») и предупреждают тем самым обострение интереса правдивой информацией, изложенной в доступной детям форме.
— Учащимся от 11 до 13 лет — половое различие; структура и функции половых органов; созревание и менструация; ночные поллюции и мастурбация; зачатие и развитие плода; беременность и роды; определение пола и близнецы. Второй возрастной период — возраст полового созревания. На этом этапе, как известно всем воспитателям, подростки отличаются особой впечатлительностью и импульсивностью, так как на первый план выдвигаются до тех пор существовавшие лишь в зародыше аффекты и влечения. Именно поэтому очень важно подготовить девочку, скажем, к началу менструационного цикла, а мальчика к реальности мастурбации. И тогда менструация, например, из неожиданного превратится в ожидаемое и, вместо того чтобы вызвать страх, явится предметом скрытой гордости девочки, сознающей, что она становится взрослой, более того, девушка сама формирование нового мироощущения воспримет как естественный процесс. Это время осознания подростком своей принадлежности к определенному полу.
— Учащимся от 14 до 16 лет — обзор по всем перечисленным выше темам, а также: проблема пола и молодежь — моральный аспект; воздержание в юношеские годы; незаконнорожденные дети, спонтанный и искусственный аборт; венерические заболевания; контрацептивы и стерилизация; климактерический период; менопауза и сексуальные перверсии. Для промежутка от 14 до 16 лет характерна наиболее острая «борьба» социального и биологического в человеке. С одной стороны, ослабевает авторитет родителей и других взрослых, с другой — процесс физиологического созревания активизируется, хотя организм подростка к этому времени еще далеко не готов к глубоким эмоциональным переживаниям. Отсюда и важность воспитательного акцента на моральных проблемах, на выработке разумных правил поведения. Но так как эксцессы все-таки совершенно не могут быть исключены, то не забывается и о действенности профилактических мер. (Отметим, что именно в подростковом возрасте получают распространение «эротические игры» — ласки, поцелуи...)
— Учащимся 17 — 20 лет — обзор по всем перечисленным выше темам, а также менструация и гормоны; оптимальный режим в период беременности: ограничения, навыки по уходу за новорожденным, за детьми и подростками; импотенция и бесплодие; половое воспитание дома; мероприятия по обеспечению здоровой семьи; моральный и социальный аспект проблем пола. Последний этап обучения подготавливает юношей и девушек к взрослой жизни.
Сексуальное просвещение проводится не отдельным курсом, а включается в изложение материала основных школьных предметов. То, что оно не отрывается от всей системы обучения, имеет, как мне представляется, глубокий смысл. Скажем, на уроках биологического цикла можно излагать материал, касающийся анатомических и физиологических сторон половых взаимоотношений, а на уроках литературы формируется культура чувств и общения; социальные предметы — лучшее место для показа необходимости равенства полов при одновременном подчеркивании их глубинной психоэмоциональной и культурной специфики. Кроме учебников, бесед и дискуссий, используются различные специальные пособия и средства массовой информации — кино, телевидение, популярные книги. Как правило, на первых годах обучения преподавание возложено на классного руководителя, в дальнейшем привлекаются учителя соответствующих дисциплин. Наибольшее внимание сексуальному просвещению уделяется на девятом году обучения.
К недостаткам сексуального воспитания шведские ученые относят неудовлетворительную подготовку школ и учителей, помимо того, учитывая практику своей страны, указывают на запаздывание в преподавании некоторых вопросов. Например, о контрацептивах (противозачаточных средствах) рассказывается только на девятом году обучения, тогда как часть учащихся начинают половую жизнь еще в седьмом-восьмом классе.
Мне же хочется здесь отметить и другие, более важные просчеты шведских ученых. В их программе отсутствует мысль о тесной связи сексуальной жизни и любви духовной, что, естественно, очень обедняет личность. И потом они очень мало внимания уделяют моральным нормам полового поведения молодежи. А это как раз больше всего волнует юношей и девушек, их родителей. Конечно, нельзя слепо принимать чужой опыт, но, критически его осмыслив и учитывая специфику нашей культуры, он вполне может послужить основой для разработки единой программы сексуального просвещения и нравственно-эмоционального воспитания подростков и молодежи, подготовки их к семейной жизни.
Конечно, никакая методика не может дать положительного результата в сексуальном просвещении, если по-прежнему ученые, педагоги и родители не будут совместно участвовать в этом чрезвычайно важном деле. Хватит нам быть ханжами и «моралистами». Слишком дорого это стоит обществу.
Я предвижу, что молодой человек или девушка, читая мои беседы, разочарованно вздохнет: мол, и этот доктор философии старается уйти от ответа на «закрытые» вопросы. Дескать, осторожничает, боится... А дело совсем не в этом. Просто я избегаю давать какие-то советы и консультации «общего плана», не зная конкретных людей и их взаимоотношений. Например, очень часто спрашивают: «Когда следует начинать половую жизнь? Как относиться к добрачным сексуальным связям?»
Я социолог, и меня прежде всего интересует сложившееся общественное мнение в вопросах половой морали. А оно очень противоречиво и неоднозначно. Ведь мы чаще всего исходим не из данности, а из благих пожеланий и общепринятых норм поведения. Например, я, как отец, человек старшего поколения; могу быть яростным противником добрачных, а тем более ранних сексуальных отношений. А как ученый, я не имею права самообольщаться и обязан основываться на реальном положении вещей. Оно таково, что, сколько бы мы ни говорили, сколько бы ни порицали ранние или добрачные связи, определенная часть молодых людей, несмотря на наши советы и запреты, все равно будет вступать в половые взаимоотношения. Так было, так есть и так будет. Это жизнь, личная жизнь, над которой никто не властен. Другой вопрос, как воспитать и подготовить молодого человека, парня и девушку, к этой жизни, выработать у них высокие нравственные требования к себе и к своему гипотетическому возлюбленному, своей любимой. Я хочу сразу оговориться: по моему мнению, отнюдь не бесспорному, сексуальные отношения должны строиться только на основе любви или глубокой симпатии, духовной общности. Однако вполне допускаю, что кое-кто придерживается иных взглядов. Недавно после выступления в одном из техникумов ко мне подошла «пооткровенничать» семнадцатилетняя девушка.
— Вот вы говорите, что время взрослой любви наступает в 18 — 19 лет. А если оно ко мне уже сейчас пришло? — даже с некоторым вызовом спросила студентка. — Разве я не имею права любить и быть любимой? Я уже созрела для любви. Скоро полгода, как я стала взрослой женщиной...
Насчет «взрослой женщины» — не знаю, но мне показалось, что эта девушка одно лишь свое желание любить приняла за любовь. А это все-таки разные вещи, согласитесь. Для сексуальных отношений человек, должен созреть не только физически, но и прежде всего духовно и душевно. А это чаще всего происходит к 18 — 20 годам. Меня могут спросить: а как же Ромео и Джульетта и их нынешние юные последователи? Отвечу: мы долгое время заблуждались, пытаясь сравнивать литературных героев с реальными людьми. Конкретных людей, жизненные ситуации можно сравнивать только с жизнью.
В юношеском возрасте созревают психические и биологические потенции организма. В то же время усиливаются мировоззренческие поиски, духовные стремления, формируются идеальные представления о любви и о любимом человеке. Юноша в этом возрасте начинает искать «свой идеал». Он хочет утвердить себя в собственном сознании, во мнении товарищей, быстрее стать мужчиной. Средство к этому он видит в физическом обладании. Однако, сталкиваясь с новым для него переживанием, связанным с более близким общением с женщиной, не зная, как правило, почти ничего о психологических закономерностях сближения, он нередко встречает непонимание со стороны девушки или испытывает разочарование. При этом случается, что как раз тогда, когда партнер в наибольшей степени отвечает идеальному образу молодого человека, он начинает испытывать в отношениях с ним неловкость, странную пустоту и отчужденность. Физическое влечение и идеальное стремление как бы расходятся, выступают как несовместимые. В душе юноши происходит борьба между желанием обладания и боязнью того же обладания. Девушка создает себе идеал молодого человека, который, как правило, старше по возрасту, мужественнее большинства ее сверстников. Поэтому и для нее идеал часто не совпадает с действительностью. Эти особенности психологического развития в молодом возрасте способствуют закреплению двойственности любви и полового влечения, приводя к романтизации одного объекта и эротизации другого. В результате всех этих обстоятельств происходит снижение общего количества связей чисто романтического типа.
Вторая тенденция — некоторое распространение «отчужденных» сексуальных отношений, имеющая сложные морально-психологические причины.
Напряженность и неуверенность в юношеском возрасте возникают нередко вследствие того, что одни социальные группы (семья, школа, друзья детства) уже не оказывают влияния на поведение, не являются авторитетными, в то время как молодой человек или девушка еще не вошли в жизнь трудовых коллективов, не приобрели близких по духу друзей. Когда этот переходный период затягивается, то для психически неустойчивых натур, для людей с низким уровнем культуры сексуальные отношения начинают представляться выходом из положения, способом преодолеть изоляцию. Но «отчужденные» отношения не только не способствуют преодолению одиночества, наоборот, они приводят в конечном счете к душевной опустошенности, к отказу от идеалов, к потере самой способности любить.
...«Товарищ доктор, а вы знаете, что многие девушки и парни начинают активную половую жизнь с 16 лет?» — спросил меня недавно автор анонимной записки. Знаю. И даже могу привести четыре наиболее характерных типа добрачных сексуальных отношений.
Первый — максимально отчужденный. Это представители так называемых «раскованных» парней и девушек. Как правило, они вступают в связь случайно. Их партнером обычно является человек, значительно старший по возрасту и с отличными культурными запросами.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Что волнует молодых
Молодёжь и искусство
Отечество