Света выходит в «свет»

Павел Емелин| опубликовано в номере №1365, апрель 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

В штабе комсомольского оперативного отряда завода «Запорожсталь» заместитель командира Саша Титаренко, широкоплечий, кряжистый огнеупорщик, держа в руках бумажки с адресами, при мне ставил задачу членам отряда: проверить, все ли в порядке в семьях, где есть «трудные».

Выходим на улицу, освещенную вечерними огнями. Центр города. У кинотеатров, магазинов, кафе собираются разношерстные компании юношей и девушек. Кое-кто чувствует себя слишком вольготно. Но сегодня члены отряда идут мимо «горячих точек»: надо выполнять задание, полученное от милиции.

...В этой квартире, куда пришел Титаренко, живут два подростка. Кто они, в чем грешны, даже как их зовут, Саша не знает. Один паренек смотрит футбольный матч по телевизору, другого нет дома. Мать говорит, что Федя, младший, пошел в кино. Но фильм двухсерийный, начинается в восемь вечера. Не слишком ли поздно вернется парнишка? Мать только машет рукой: совсем от рук отбивается, не справиться ей одной с сыновьями.

– До вас, месяца три назад, – рассказывает она, – -приходили две студентки из пединститута. Общественницы. Сходили с Федей в парк, – и все, с тех пор больше не появлялись. – Женщина с затаенной грустью смотрит на нас с Сашей. – Может, и вы больше не покажетесь? Как же мне быть-то?..

Боюсь, ее опасения подтвердятся. Саша Титаренко и сам не скрывает: визит в эту семью для него – чистая случайность. Такие проверки ему самому не по нутру. Хочется романтики, чтобы были погони, задержания – так он понимает смысл деятельности комсомольского оперотряда. Есть у него и подшефный, паренек лет шестнадцати, учится в ПТУ, зовут... то ли Виталий, то ли Володя, Саша видит его редко.

Стоит ли ждать большого воспитательного эффекта там, где шефство сводится лишь к контролю? Да и шефство ли это, если шеф придет на пять – десять минут к своему подшефному, выспросит, чем тот занимался неделю, и опять на неделю исчезнет?

Есть и такие шефы, которые все свои усилия тратят на то, чтобы записать подростка в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. Записал – и с плеч долой. Исходят из правила: праздность – мать всех пороков. В этом есть, конечно, резон. И спорить, казалось бы, не о чем, ведь занятие каким-то делом всегда лучше, чем безделье и витание в облаках. И все же занятия сами по себе – еще не гарантия от правонарушений и дурных поступков. Никто, пожалуй, так не загружен, как старшеклассники, но разве мало среди них трудных?

Значит, суть не в занятости как таковой, а в тех нравственных основах, которые закладываются в юные годы и становятся для человека надежным компасом в жизни. С детской беспризорностью мы давно покончили, но остается еще, к сожалению, беспризорность иного рода – духовная. Когда в общении с подростком нет самого важного – ненавязчивого проникновения в его сложный внутренний мир, стремления наполнить мотивы его действий зримым, конкретным смыслом. «Ничего на свете так не очищает, не облагораживает отроческий возраст, не хранит его, – писал А. И. Герцен, – как сильно возбужденный общечеловеческий интерес».

Именно этот интерес, идея общественной пользы лежат в основе успехов летнего труда ребят, деятельности подростковых клубов Ленинграда, Пензы и других городов. Высокая идея окрыляет, раскрывает ребячьи таланты, укрепляет волю. При умной и умелой работе воспитателей это не редкость, когда из «трудных» подростков вырастают герои труда, ученые, художники, выдающиеся спортсмены.

Надо ли доказывать, что многое в работе с подростками зависит от воспитателей, причем совсем не обязательно профессиональных педагогов. Каждый, в ком есть хоть искорка педагогического таланта, способен стать другом юному человеку, поддержать его в трудную минуту.

Снова возвращаюсь к энтузиастам, на нехватку которых жаловались райкомовцы.

...Первое, что бросается в глаза в штабе оперативного отряда «Луч», – стенд с вырезанной из журнала публикацией о подростках и книжный шкаф с педагогической литературой.

Здесь это не просто внешние атрибуты. Члены отряда тесно связаны с инспекцией по делам несовершеннолетних. Участковый инспектор Олеся Геращенко, недавняя выпускница пединститута, не считаясь со временем, делится с комсомольцами всем, что знает и умеет. Вместе с отрядом она выходит в рейды, а то приглашает комсомольцев на школьные собрания или на встречи с родителями. Человек увлеченный, Олеся буквально заряжает членов отряда своей энергией. Неудивительно, что шефская работа, которой занимается половина «личного состава», тут почетна, престижна; командир отряда электромонтер Саша Щедрин сам мечтает стать педагогом.

Комсомольцы «Луча» общаются с подростками не от случая к случаю, а регулярно и без регламента. Они знают о своих подопечных все: и как дела в семье, и с кем дружат во дворе, в школе. Каковы же результаты?..

Вот только одна история. Сережа Н. не хотел ходить в школу, часто убегал из дома, собрал целый букет совсем не безобидных проделок. Сколько трудов, времени стоило комсомольцам не дать парнишке скатиться вниз! Однажды привели его в отряд на занятия по самбо. У паренька глаза разгорелись. С этого и началось его перевоспитание. Записался в секцию борьбы и в отряд «Юный дзержинец», который создан при «Луче». Параллельно со снятием парня с учета в инспекции комсомольцы рекомендовали его в члены ВЛКСМ. В армию Сергей пошел комсомольцем.

Почему запомнилась эта история? В ней как в капле воды отражается понимание комсомольцами существа своей работы в отряде: не только следить за порядком, а быть всегда «на острие» ситуации, особенно если она касается подростка.

Не просто общаться членам отряда со своими подопечными. Марина Шрамко, инженер-технолог, рассказывает о своей подшефной. Девочке шестнадцать лет, а она уже прошла через такие жизненные передряги, что и вообразить трудно. Столкнулась с подлостью, бездушием, совсем было потеряла веру в людей, в человеческую доброту. Умолчала Марина лишь о том, что именно ее, своего шефа, а точнее, друга, девочка назвала первым хорошим человеком из тех, кого она встречала.

– Знаете, почему наш отряд называется «Луч»? – спросил меня Саша Щедрин.

– Светить, освещать дорогу другим. Верно?

– Есть еще и такой смысл, – улыбается командир. – Наш девиз: «Любовь к людям, увлеченность делом, чистота отношений». Возьмите первые буквы и прочтите – «Луч».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены