Свехдальняя высоковольтная

опубликовано в номере №621, апрель 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

На лесной просеке, высоко поднимаясь над кронами деревьев, стоит ажурное металлическое сооружение, похожее на гигантские ворота. В полукилометре от него виднеется другое такое же сооружение. Они тянутся вплоть до самого горизонта. Это опоры строящейся линии электропередачи Куйбышев - Москва. Ежегодно по этой линии в Москву будет передаваться 6 миллиардов 100 миллионов киловатт - часов энергии. Это колоссальное количество электроэнергии сможет выполнять труд более 10 миллионов человек.

Линия Куйбышев - Москва будет самой дальней электропередачей в мире: она протянется на 925 километров. Напомним, что длина самой большой передачи, находящейся за пределами нашей страны, едва превышает 400 километров. Для транспортировки электричества на большие расстояния в технике обычно пользуются напряжением 110 - 220 тысяч вольт. Чтобы передать громадное количество волжской энергии с наименьшими затратами, пришлось увеличить напряжение до 400 тысяч вольт.

Никто и нигде ещё в мире не пользовался для передачи энергии таким сверхвысоким напряжением. Советские учёные и инженеры первыми решили применить напряжение в 400 тысяч вольт. Это открывает новый этап в мировой энергетике.

Созданием проекта сверхдальней высоковольтной электропередачи занимался коллектив, насчитывающий более пятисот специалистов.

Весной 1952 года почти на всей 900 - километровой трассе строители приступили к сооружению высоковольтной линии. Объём стройки велик. Необходимо установить 4 329 стальных тридцатиметровых опор, подвесить около 20 тысяч километров проводов, общий вес которых достигает 33 тысяч тонн, построить понизительные подстанции, переключательные пункты, посёлки для эксплуатационников.

Работы на трассе ведутся по наиболее современному, поточному принципу.

Бригады строителей двигаются вдоль линии - одна за другой. Сначала землекопы роют котлованы для фундаментов. Потом плотники ставят опалубку. Их сменяют бетонщики. Когда фундамент готов, шофёры привозят разобранную на секции опору. Монтажники комплектуют её и поднимают на фундамент.

На участках Починковского и Мордовского строительных управлении уже установлены десятки опор. Уходящие вершинами ввысь, они вереницей стоят на полях Мордовии и Ульяновской области, на широких просеках в лесах Горьковской и Московской областей. Скоро установка опор начнётся в Куйбышевской области, а на других участках на смену монтажникам придут электрики; они будут подвешивать к опорам изоляторы и провода.

Среди строителей электропередачи много молодых рабочих, комсомольцев. Они, как правило, показывают образцы самоотверженного труда. Бригада бетонщиков Ивана Панкратова, состоящая из молодых рабочих, выполняет ежедневное задание не менее чем на 200 процентов. Особенно отличаются на этой работе комсомольцы Николай Игонин, Канафий Айзатулов и Александр Давыдов.

В молодёжных бригадах землекопов Екатерины Абрамовой, Анны Баранниковой и Марии Соколовой каждый человек тратит на выполнение задания вдвое меньше времени, чем полагается по норме. Шофёр - коммунист Иван Сорочкин предложил и внедрил новый метод перевозки опор. Изменив способ погрузки, Сорочкин стал перевозить одну опору от железной дороги до её места установки за два рейса вместо четырёх по норме. Примеру новатора последовали все молодые шофёры автоколонны. Они сэкономили много времени и тысячи килограммов горючего.

Работу строителей облегчают различные машины и механизмы. Недавно на одном из участков Ульяновского строительного треста к самосвалам, бульдозерам, автокранам, тракторам, экскаваторам прибавилась новая оригинальная машина. Она роет небольшие цилиндрические котлованы для фундаментов под опоры. Машину эту, заменяющую труд 60 землекопов, специально изготовили для строительства электропередачи на одном из заводов Харькова. Ленинградскими инженерами сейчас разрабатывается конструкция другой оригинальной машины, предназначенной для монтажа и подвески проводов.

Десятки заводов, расположенных в различных частях нашей страны, изготовляют оборудование и машины для величайшей в мире высоковольтной линии. В 1955 году, как и предусмотрено пятилетним планом, по проводам от Куйбышевской ГЭС хлынет в Москву могучий поток энергии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте об авторе бессмертной сказки «Аленький цветочек»  Сергее Тимофеевиче Аксакове, об истории возникновения железнодорожного транспорта в России, о Розалии Марковне Плехановой – жене и верном друге философа, теоретика марксизма, одного из лидеров меньшевистской фракции РСДРП, беседу с дочерью Анн Голон Надин Голубинофф, которая рассказала много интересного о своих родителях и истории создания «Анжелики», новый детектив Георгия Ланского «Мнемозина» и многое другое.



Виджет Архива Смены