К 130-летию со дня рождения А. Н. Островского
Александр Николаевич Островский... Как много говорит это имя сердцу каждого русского, каждого советского человека! Едва ли назовёшь другого, более популярного в народе драматического писателя.
Вот почему в дни, когда наша страна отмечает 130 - летие со дня рождения А. Н. Островского, невольно вспоминаются слова И. А. Гончарова, которыми он приветствовал в 1882 году великого драматурга в связи с 35 - летием его деятельности: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».
Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в семье чиновника.
Окончив в 1840 году гимназию, он поступил на юридическое отделение Московского университета.
Рано пробудилась в юноше тяга к творчеству. Он писал стихи, пробовал свои силы и в прозе. Потом пришла большая, до конца жизни, любовь к театру. Островский - студент был частым посетителем «Дома Щепкина», как называли тогда Малый театр, зачитывался статьями Белинского о театре.
Осенью 1843 года Островский оставил университет и поступил в Московский совестный суд, откуда в 1845 году был переведён в коммерческий суд. Служба в суде дала будущему драматургу обильный материал для наблюдений. Здесь он встречался с представителями различных социальных слоев русского общества, изучал человеческие характеры.
Островскому как человеку и писателю присуща органическая связь с народом, с действительностью его родной страны. Готовясь к литературной деятельности, Островский думал о ней как о гражданско - патриотическом подвиге, как о служении, своему народу, своей родине. «Для того, - писал он, - чтобы быть народным писателем, мало одной любви к родине, любовь дает только энергию, чувство, а содержания не дает, надобно еще знать хорошо свой народ, сойтись с ним покороче, сродниться. Самая лучшая школа для художественного таланта есть изучение своей народности, а воспроизведение ее в художественных формах - самое лучшее поприще для творческой деятельности».
Эти взгляды оставались для Островского неизменными. На всём протяжении его деятельности драматургия мыслилась им, прежде всего, как художественное творчество, предназначенное для народа.
Показывая облик России прошлого века, отвечая на животрепещущие социально - бытовые вопросы своего времени, Островский написал сорок семь оригинальных пьес, создал богатую галерею образов - более шестисот действующих лиц.
Начало деятельности Островского относится к концу сороковых годов прошлого века. На молодого драматурга оказали влияние статьи Герцена и Белинского. Возмущаясь самодержавно - крепостническим произволом, драматург в первых своих произведениях («Семейная картина», «Свои люди - сочтёмся», «Бедная невеста») выступил беспощадным обличителем того мира, в котором властвовали чистоган и сословные привилегии.
Критика Островским замоскворецких самодуров пришлась не по вкусу державному самодуру. Опубликованная в журнале «Москвитянин» комедия «Свои люди - сочтёмся» вызвала резкий отзыв Николая I: «Напрасно печатано, играть же запретить».
«Семейная картина» и «Свои люди - сочтёмся» были запрещены цензурой. За последнюю пьесу драматург был уволен со службы и отдан под негласный надзор полиции.
С 1857 года Островский почти все свои пьесы печатает в «Современнике», а после его закрытия - в «Отечественных записках», то есть в самых прогрессивных тогдашних журналах, которыми руководили Некрасов и Салтыков - Щедрин.
Островский раскрыл хищничество и самодурство буржуазии в образах Тита Титыча Брускова («В чужом пиру похмелье») и Савёла Дикого («Гроза»). Он разоблачил бездушие, жестокость и цинизм внешне вылощенных рыцарей рубля - Кнурова, Вожеватова («Бесприданница»), Прибыткова («Последняя жертва»), для которых человек - лишь вещь, предмет купли - продажи. Он показал страшное лицо паразитировавшего, духовно опустошённого, морально разложившегося дворянства в образах Глумова («На всякого мудреца довольно простоты»), Телятева, Кучумова («Бешеные деньги»), Гурмыжской («Лес»), Беркутова («Волки и овцы»).
Великий драматург создал ряд замечательных образов людей из народа (Дуня - «Бедная невеста», Кулигин - «Гроза» и др.).
С особой любовью Островский рисовал образы представителей демократической молодёжи.
В пьесе «Доходное место» карьеристам и взяточникам Вышневскому, Юсову и Белогубову противопоставляется недавний студент Жалев, честный, стремящийся к общественному благу. Трудные жизненные обстоятельства заставили его поколебаться. Но совершённая им ошибка послужила ему уроком. Уходя от Вышневского, он говорит: «Уж теперь не изменю себе. Если судьба приведет есть один черный хлеб - буду есть один черный хлеб. Никакие блага не соблазнят меня, нет! Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда, без тайных угрызений, читать и смотреть сатиры и комедии на взяточников и хохотать от чистого сердца, откровенным смехом. Если вся жизнь моя будет состоять из трудов и лишений, я не буду роптать... Одного утешения буду просить я у бога, одной награды буду ждать. Чего, думаете вы?.. Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».
В пьесе «Таланты и поклонники» Островский рисует образ Мелузова, молодого человека, только что кончившего университет.
Мелузов - просветитель и по профессии и по убеждениям. Обращаясь к губернскому чинуше Бакину, он говорит: «У нас с вами... дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба. Я просвещаю, а вы развращаете».
В этих положительных образах своих пьес Островский ярко раскрыл богатство внутреннего мира нашего народа, достоинства русского человека, широту его характера, его волю, горячую сердечность, прямодушие, нравственную высоту, гуманность.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.