«Я все чаще и чаще задумываюсь над этим вопросом, - пишет в редакцию «Смены» молодой агроном Надежда Шитикова, - и мне почему-то кажется, что а судьбе обязательно принимают участие какие-то сверхъестественные силы. Помогите мне разобраться в этом».
По просьбе редакции Н. Шитиковой отвечает научный сотрудник Института философии Академии наук СССР М. П. Гапочка.
Наше письмо, дорогая Надежда, заставляет задуматься. Задуматься о вашей жизни, о жизни ваших друзей. Хочется поговорить по душам, помочь вам понять ваше заблуждение. Вы, Надежда, окончили в свое время десятилетку, поступили в сельскохозяйственный институт. Это не вызывало у вас мыслей о какой-либо таинственной силе судьбы. Все было естественно, ясно: ведь вы мечтали об институте давно, упорно готовились к экзаменам. И казалось нелепым, что кое-кто из подруг говорил о том, что вам «суждено» было сдать экзамены на «отлично».
Вы стали агрономом. И именно теперь, когда в вашей жизни есть самое главное - интересная, хотя, может, и нелегкая работа, открывающая возможность для творческих дерзаний, есть знания, которые можно применить на пользу людям, - вы почему-то вдруг начали задумываться: а не руководят ли вашей жизнью какие-то сверхъестественные силы, таинственная, непознаваемая судьба?.. Невольно подумаешь: что такое стряслось? Какие трудности, какая беда придавили вас и какие отсталые люди, воспользовавшись этим, нашептывают вам о неумолимом «персте судьбы»?
Суеверия, подобные вере в судьбу, как и откровенно религиозные идеи, не могут овладеть человеком, который живет творческой жизнью, активно участвует в общественной работе. И, скорее всего именно там, где огонек лампадки теплится за наглухо закрытыми ставнями, отгораживающими человека от большой жизни, где люди не знают толком, что такое спутник и космическая ракета, не интересуются тайной Тунгусского метеорита, не читают Маяковского и не радуются тому, что скоро заплещутся волны Братского моря, - именно там могли нашептать вам, Надежда, о сверхъестественном...
Очевидно, тот факт, что вы стали агрономом, остался для вас обыденным, лишенным романтики. Конечно, для нас это обычно.
Человек захотел стать специалистом. И если он действительно серьезно этого захотел, если любит землю и книгу, умеет заставить себя отложить на время развлечения, когда нужно готовиться к экзаменам или докопаться до причин, почему не удается задуманный эксперимент на опытном участке, он обязательно добьется своего. В этом, как и во многом другом, ставшем таким обычным для нас, проявляются те великие исторические изменения, которые внёс социализм в жизнь простых людей: осуществление права на труд, на образование. Мы уверены в завтрашнем дне, в успешном осуществлении планов построения самого совершенного и справедливого общества на земле - коммунизма. Это неотъемлемые, характерные стороны нашей жизни. Их мы и имеем в виду, когда говорим, что советский человек стал хозяином своей судьбы.
Вся история развития человеческой мысли, героическая, подчас мучительная борьба науки, разума против религии, против мракобесия, мистики, невежества показывает нелепость и вред всяческих суеверий, всякой веры в сверхъестественное. Марксистская наука полностью объясняет исторические причины появления антинаучных взглядов, в частности, веры в судьбу.
Первобытный человек был подавлен трудностями жизни. Он мог умереть с голоду, не сумев добыть пищу, мог погибнуть на охоте и т. д. Он не понимал грозных стихийных сил природы, вызывающих суеверный страх у людей. В классовом эксплуататорском обществе люди постоянно испытывали гнет враждебных им социальных сил. Трудовой человек не знал, что ожидает его завтра: разорение, голод, гибель на войне за чьи-то корыстные интересы...
Так возникла вера в неотвратимость, неизбежность судьбы, якобы заранее предопределенной. Вспомните старые поговорки: «От судьбы не уйдешь», «Чему бывать, того не миновать», «Суженого и конем не объедешь».
Иногда человек утверждает, что он суеверен, но не религиозен, то есть не верит в бога. Давайте разберемся, так ли это. Нетрудно заметить, что вера в судьбу, вырастающая из невежества и бессилия людей, составляет неотъемлемую сторону религиозного мировоззрения. Тот, кто верит в судьбу, рано или поздно становится религиозным. Церковь учит о божественном «промысле». Православные проповедники утверждают, например, что «ни один шаг в жизни человека не совершается без воли божьей». Мусульманская религия внушает верующим, что «люди могут хотеть только то, чего хочет бог», и т. п.
Как видите, вера в судьбу - это тоже выражение антинаучного взгляда на мир, предрассудок, суеверие. С верой в судьбу связаны и гадания, приметы. Это и понятно: раз человек верит, что все в нашей жизни определяется какими - то мистическими силами, то и узнать о будущем можно, дескать, только при помощи «таинственных» приемов. Так суеверные люди становятся жертвой различных шарлатанов и «предсказателей».
Вы, Надежда, пишете, что вас смущает частое употребление в разговорах неверующих людей и даже в печати слова «судьба». Действительно, это слово как образное выражение существует в нашем языке. Говоря о судьбе человека, мы имеем в виду его жизненный путь, считая, что будущее человека определяется во многом тем, каков он, как он воспитан, образован, каково его отношение к людям, к общественному долгу. В печати часто встречается выражение: «Судьба капитализма предрешена». Это означает, что уже в самом капитализме заложены причины его неминуемой гибели, что развитие внутренних противоречий в любой капиталистической стране, развитие классовой борьбы пролетариата рано или поздно завершится социалистической революцией. Как видите, и здесь судьба - лишь образное выражение, обозначающее реальные процессы жизни. Так же мы говорим о счастливой судьбе советской молодежи, зная, что ей открыта широкая дорога творческого труда, богатой духовной жизни.
А вот другой пример образного употребления этого слова - в замечательном рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Судьба Андрея Соколова... Что это, рассказ о том, как какие - то сверхъестественные силы определили жизненный путь Андрея? Нет, конечно. Это рассказ о сильном и мужественном человеке, патриоте и труженике, который не теряет человеческого достоинства, чести даже в самых трудных, подчас невыносимых условиях.
Обстоятельства могут складываться по - разному: иногда удачно, а иногда даже трагически. Но всегда можно найти конкретные причины любого непредвиденного, случайного события Очень многое зависит от воли, настойчивости, сознательности людей.
Человек, верящий в судьбу, воспитывающий в себе смирение и долготерпение, не может быть творческой личностью, активным борцом за коммунизм. Если в дом пришла даже небольшая беда, у него опускаются руки, он все время сетует на «невезение», «судьбу». А религия, проповедующая бессилие, беспомощность человека перед лицом «всемогущего» бога, подавляет активность людей. Характерны в этом отношении слова одного из гимнов секты баптистов, обращенные к женщине: «Мы слабые создания и немощей полны, мы добрые желания исполнить не сильны».
Мы отвергаем суеверия, религию, потому что они обезоруживают человека в его борьбе с трудностями, воспитывают пассивное отношение к жизни, мешают строить действительное, истинное счастье.
Счастливая судьба - это не клад, который открывают только «везучие» люди. Счастье - это прежде всего любовь к труду, умение жить не только ради себя, не только своими личными интересами. Разве вас, Надежда, не увлекают большие дела молодежи, мечтающей жить и работать по - коммунистически? Это и есть забота о том, как стать настоящими хозяевами судьбы, трудом приблизить будущее, приблизить коммунизм. Вы пишете, что вас окружают люди, часто говорящие о судьбе. Но разве об этом говорят на комсомольских собраниях? Разве об этом думают те, кто тянется к знаниям, кто радуется общим успехам, видя в них и частицу своего труда? И кому, как не вам, агроному, интеллигентному, образованному человеку, быть самым активным борцом с суевериями и предрассудками? Ведь мичуринская биология, которую вы изучали, является замечательным оружием борьбы против религии, против всех форм суеверий. Девиз Мичурина «не ждать милостей от природы», то есть не пассивно пользоваться дарами природы, а самим изменять природные формы растений и животных, дает возможность «вызвать в жизнь существа будущего, которым для своего появления надо было бы прождать века».
Вы, Надежда, конечно, правильно поступили, написав о своих сомнениях. Но не думайте, что можно из Москвы объяснить вам все, что касается вашей жизни и работы. Больше советуйтесь со старшими товарищами - коммунистами, с комсомольцами, которые трудятся рядом с вами. Больше старайтесь узнать о своем колхозе, его истории, перспективах развития. И вам откроется много интересного в том, что казалось раньше обыденным и не привлекало внимания.
Вот, к примеру, работаете вы в колхозе имени Калинина. А знаете ли вы, что стойкий революционер, человек большого сердца Михаил Иванович Калинин не раз вел с молодежью откровенные разговоры о смысле жизни, романтике будничных дел, о счастье? Хочется в заключение привести его слова: «Никакая вера, никакая религия, никакое иноэ увлечение и порыв не могут дать человеку столько энергии, сколько дает сознание того, что твоя работа полезна не только для тебя, а и для всего народа. Это сознание заменяет тысячу богов, начиная с православного и кончая магометанским. Оно невероятно увеличивает силы и дает возможность легче переносить невзгоды; оно увеличивает производительность труда и поднимает культуру. В этом отношении мы занимаем в мире исключительное положение. Я прямо скажу - мы счастливцы!»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.