Судьба актера

Дин Лин| опубликовано в номере №674, июнь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Да, в те времена Ли Бу, действительно, был хорошим плотником и каменщиком.

Но уже тогда он пристрастился к театру, полюбил народные драмы мэйху. Он постоянно напевал песенки из этих пьес. Иногда настолько увлекался пением, что даже забывал о работе. Каждый год весной Ли Бу с группой молодежи устраивал праздничные представления. Не случись неурожайного года, он, пожалуй, не приехал бы в Хубэй, не встретился бы в городе Ичэне с Ань Лао - лю, который обнаружил в нем актерское дарование и уговорил вступить в труппу. С тех пор Ли Бу стал известным комическим актером.

Он полюбил свое ремесло и находил в нем полное удовлетворение. Однако в старом Китае постоянно приходилось испытывать на себе гнет военщины и чиновников: они относились к актеру, как к вещи. Ли Бу бежал из труппы и стал бездомным уличным певцом.

В районе Лочуаня все знали Ли Бу, но никто не представлял себе, что ему часто приходилось ночевать где попало: в отдаленных деревеньках, заброшенных храмах. Он возненавидел тех, кто довел его до такой жизни... Ли Бу часто задумывался над своим будущим: вот ему под тридцать, сейчас он еще кое - как проживет, но что станет с ним в старости?

Тянулись дни, а Ли Бу никак не мог порвать с прежней жизнью - продолжал скитаться по деревням, ибо ничто не влекло его сильнее, чем профессия актера.

Тогда в тех краях больше, чем хлеба, сеяли опиумного мака. Ли Бу уже давно пристрастился к этому наркотику и каждый раз во время уборки урожая все заработанные деньги обращал в опиум. Но курил он экономно, стараясь побольше накопить зелья. Когда в его руках оказалось лянов восемьдесят опиума, он отправился в Северную Шэньси и поселился в городе Аньсай. Здесь вокруг него сгруппировалось еще несколько актеров, и, так как Ли Бу обладал запасом опиума, он стал во главе труппы. И снова начались представления с участием Ли Бу.

Шли дни. Проходили годы. Народ любил и хвалил труппу Ли Бу не только за мастерство, с которым она ставила пьесы мэйху, но и за то, что в своих постановках актеры не восхваляли чиновников и богачей, а показывали жизнь народа. Однако Ли Бу по - прежнему не имел ни гроша за душой, а если и удавалось ему заработать немного денег, - все они уходили на содержание целой оравы бродячих актеров.

Однажды к Ли Бу заявилась сваха, узнавшая, что бездомный актер не прочь был бы жениться, и предложила в невесты вдову.

- Женщина она неплохая: прилежная, бережливая, с такой не пропадешь, - говорила сваха. - Только вот один у нее недостаток: отец был барабанщиком. А ты ведь хозяин театра, не унизит ли тебя такая женитьба?

- Барабанщик так барабанщик! - ответил Ли Бу. - Он уже помер и не имеет к ней никакого отношения. А стану когда - нибудь большим начальником, - и моя жена будет госпожой. Пока же я обыкновенный актер, - вряд ли кто выдаст за меня дочь без денег. Сойдет для меня и вдова!

Так Ли Бу женился, не посмотрев и на то, что у вдовы был ребенок.

В тридцатом году Ли Бу продал весь свой театральный реквизит и начал столярничать. Однако военные начальники снова заставили его выступать в театре, и он возвратился домой только через год с лишним. К этому времени ему исполнилось сорок два года. Он решил окончательно порвать с бродячей жизнью и обосновался с семьей в пригороде Фусяня.

II

Прошло лет восемь. Все эти годы Ли Бу не выступал в театре, но, как и прежде, участвовал в янгэ во время праздников весны.

В уезде Фусянь то и дело происходили стычки между народными партизанскими отрядами и войсками гоминдановцев. Однажды кто-то донес врагам, что Ли Бу связан с партизанами. В этом была доля правды: он помогал партизанскому отряду «Бей богачей, помогай беднякам». Ли Бу стали преследовать.

Ни события, ни время не заглушили интереса Ли Бу к народным драмам мэйху, и, когда в сороковом году в Фусянь приехал народный театр, старый актер не пропускал ни одного спектакля.

Однажды кто - то из зрителей узнал его и заговорил с ним о спектакле.

- Что ж, - сказал Ли Бу, - пьеса хорошая, новая, она зовет на борьбу с японцами, учит людей, но играют ее все же по старинке. Было бы, конечно, лучше, если бы играли так же, как в уездах Мэй и Ху. Там поют - заслушаешься!

Никто не знал, что в этот момент среди зрителей находился и Чжан Юнь - артист народного театра, исполнявший роли стариков. Еще мальчиком он видел Ли Бу на сцене и с тех пор стал почитателем его таланта. Услыхав голос Ли Бу, он стремительно бросился за кулисы, чтобы сообщить директору народного театра товарищу Кэ Чжун - пину о талантливом актере.

Кэ Чжун - пин, знаток народного искусства, собиратель народных талантов и большой любитель творчества мэйху, бросился в толпу зрителей отыскивать Ли Бу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Опасный маршрут

Продолжение. Начало см. «Смена» № 11