В нашей стране стахановцем может стать каждый трудящийся. Нужно лишь любить и уважать свою профессию, изучать и в совершенстве владеть ею и честно, по - большевистски относиться к труду.
К сожалению, очень важное и ответственное дело - выбор молодежью профессии - еще не везде пользуется вниманием наших комсомольских организаций.
Факты, которые я здесь привожу, должны послужить живым укором нашим комсомольским организациям, должны заставить комсомольских руководителей серьезно призадуматься...
* *
Мичуринская профтехшкола швейного производства организовалась в ноябре 1936 года. Обучение в ней трехгодичное, готовит она квалифицированных мастеров швейного производства, которые должны уметь создавать хорошую, красивую одежду для счастливых граждан нашей родины. Еще не так давно в этой школе было 80 учащихся, но за сравнительно короткий срок в ней осталось только 60 человек. Остальные разбежались в другие техникумы и школы, на разные предприятия.
В чем же дело? Чем вызвано бегство из стен школы 20 юношей и девушек?
На одной квартире жило пятеро, учащихся: С, П., К., М. и Г. Как - то вечером у них зашел разговор о профессиях. С. признался товарищам, что он никогда не мечтал о швейной профессии и попал сюда случайно. Этот молодой человек страстно любит театральное дело и обладает сценическими способностями. Но случилось так, что он попал в школу швейного производства. Он говорил, что ни за что не будет учиться в этой школе.
Молодой парнишка П., который окончил в этом году семилетку, приехал в Мичуринское педагогическое училище, но не сдал испытаний и попал в профтехшколу тоже случайно. Этот заявил так: «Получу за месяц стипендию и уеду домой».
К. и М. - товарищи из одного села. Им не захотелось учиться в бутурлиновской профтехшколе обувного производства, и они приехали в Мичуринск. Оба твердо решили, что приехали только на зиму, а там, мол, видно будет. Пятый, Г., сидел и слушал. Он им явно сочувствовал...
Разговор о профессиях затянулся за полночь. Все пятеро твердо порешили заключить договор в том, чтобы покинуть эту школу, не доучившись в ней.
И вот договор вступил в действие. В этом же месяце П. получает 60 рублей стипендии и уезжает. С. сумел обмануть секретаря комсомольской организации, снялся с учета, выпросил документы и тоже уехал. Два неразлучных друга (К. и М.) списались с одним из московских предприятий и, оставив на квартире школьные койки, матрацы, книги, потихоньку скрылись. Дирекция школы забеспокоилась. Последних двух стали разыскивать. Но прошло три дня, и директор получил от них письмо: «Не беспокойтесь, мы в Москве, строим Метрополитен, скоро будем стахановцами. На улице Марата, в доме № 37, возьмите койки и матрацы. С приветом К. и М.».
В этой же школе есть учащиеся, которые успели уже побывать в пяти - шести учебных заведениях, ни в одном из них не доучившись до конца. А молодой человек Б. хвастается, например, тем, что он за два года обошел даже семь учебных заведений и сейчас говорит: «Если захочу, то и из этой школы убегу и устроюсь там, где моя душенька пожелает». Этот Б. не только не хочет учиться сам, но и разлагает других учащихся. На одном из школьных собраний он так и заявил: «Ребята, учитесь менять специальности». И не встретил серьезного отпора ни со стороны учащихся, ни комсомольской организации, ни руководителя школы. Многие учащиеся скрывают от своих родных и знакомых будущую свою профессию. Они стыдятся даже о ней говорить.
Интересен и поучителен такой случай. Молодая девушка Р., учащаяся этой школы, комсомолка, была общественницей, хорошо училась, выступала на собраниях с резкой критикой тех, кто игнорировал учебу. Р. познакомилась как - то в кино с одним студентом и назвалась учащейся фельдшерско - акушерской школы. Сказать, что она учится в школе швейного производства, показалось ей стыдным. Он кончал плодоовощной техникум, мечтал стать агрономом и жениться на Р. Решили вместе ехать в деревню и там работать. Они были счастливы, встречались каждый день. Но вот будущий агроном узнает через своего товарища, что его знакомая Р. учится не в фельдшерско - акушерской школе, а в школе портных. Он вознегодовал, и они расстались.
После этого Р. стала пренебрежительно относиться к своей школе, плохо училась, отошла от общественной работы. Она решила: «Если я буду портнихой, то мне замуж не выйти», - и собирается покинуть школу.
Комсомолец Ж. никому не говорит и не показывает вида, что ему не нравится его профессия. Однако в его письмах к знакомым можно найти такие стихи:
«Коля, мои мечты, мои старанья,
Мало в них толку, много вранья.
Быть летчиком мечтал,
Но что делать, я в портные попал,
Итак, портной я есть.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.