Командир батальона

А Гиневский| опубликовано в номере №307, июль 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

С высокого гребня горы открывался широкий кругозор. За «Лысой» горой маячила желтой своею верхушкой высота «Пик». Вправо отрогом стелилась узкая извилистая хребтина высоты «Безыменной». За «Безыменной» синяя полоска леса, а за ней, в знойном мареве июльского дня село Михайлово, нити дорог, квадраты пашен и далекая серебристая лента реки.

Смуглый человек в стальном шлеме пристально разглядывал расстилавшуюся перед взором панораму. Иногда он подносил к глазам бинокль, и тогда дальние кустики вдруг становились деревьями, а еле заметная ложбинка превращалась в овраг.

Этот район комбат тов. Иванов хорошо изучил по карте. Данные разведки уточняли расположение «противника». Очевидно было, что передний край его обороны проходит по линии высот «Пик» и «Безыменной»; очевидно было, что район этот обороняет рота, усиленная станковыми пулеметами и артиллерией.

Все это было очевидно. И, однако, всего этого было мало, чтобы принять решение...

Комбат опять начал всматриваться в расположение «противника», взгляд его скользнул по скату высоты «Пик», перешел на «Безыменную»... Он задержался на ней, чтобы проглядеть район вглубь, посмотрел влево и опять ушел взором к «Лесной».

Комбат вообразил, что он там, по ту сторону рубежа. Он представил себя на месте «противника». Это он обороняет район. Это он расставляет огневые точки, намечает взводные районы. Какая удобная местность для обороны! Конечно, там, в районе «Лесной», второй эшелон. Скрытый в лесу, замаскированный складками местности, это резерв для контратаки. Там противотанковые орудия, а здесь, на «Пике», фланкирующие пулеметы. «Конечно, только так мог расположить свои силы «противник», только так расположил бы их и я...»

Комбат снимает каску и отирает рукой потный лоб. Начальник штаба развертывает карту. Комбат улыбается и, придвигая карту, говорит:

- Удар будем наносить правым флангом. Вторая и третья роты сковывают «противника» с фронта, а первая рота наносит удар по «Лесной». Видите «Лесную»? Это там... Вызовите командиров.

Начальник штаба красным карандашом отмечает на карте направление удара. Красная стрела вонзается в «Лесную», в тыл «противника», угрожая его сообщениям, отрезая район от Михайлова.

Командир батальона еще раз осматривает горизонт. Удар будет сокрушительным, молниеносным.

... Высокие сосны гудят под ветром. Над равниной, над расположением «противника» плавно кружит самолет - разведчик. В ясном небе вспыхивают белые пухлые облачка: где - то в районе «Лесной» работает зенитная батарея «противника». Но батареи красных пока молчат. Еще не время, еще не пришел срок. Еще таятся логи и перелески, и тихо, чтоб не скрипнула под ногой случайная ветка, крадется разведчик - наблюдатель. В безмолвной тишине всюду уши, глаза, сотни глаз...

Командиры приходят почти все вместе. Одна дружная семья. Молодые, мужественные лица.

Командир батальона коротко знакомит всех с приказом командира полка. Карандаш скользит по карте: сведения о «противнике»... соседи... задача батальона... отдельные задачи подразделений... Необходимо продумать взаимодействие с приданной техникой: учесть работу артиллерии, дать ей задачу, организовать огонь станковых пулеметов, целесообразно использовать танки, всю огневую мощь стрелкового оружия.

Начальник штаба проверил на картах командира подгруппы поддержки пехоты (ПП) и командира танковой роты исходное положение батальона. Оно на тыльных скатах «Меловой» горы.

Комбат дождался конца сверки карт и спросил, какую задачу получила артиллерия от командира группы поддержки пехоты. Затем коротко указал пути наступления рот.

- Вышлите к 17.00 отделения связи батарей, поддерживающих роты.

Начальник подгруппы отметил это в полевой книжке и повторил приказ.

- Хорошо. Теперь танки, - продолжал комбат, обращаясь к тому же командиру подгруппы, но посматривая на командира танковой роты. - Первый взвод танков поддерживает первую роту, второй - вторую роту. Третьему взводу сначала подавить огневые точки вон там, на скатах «Безыменной»... Затем взвод переключается на поддержку пехоты второго эшелона. Артиллерии поддержать атаку танков огнем по противотанковым орудиям «противника». Ясно?

- Ясно!

Командир батальона взглядывает на часы. Мысленно он уже на втором рубеже «противника».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сталинские соколы

Летчик-испытатель Михаил Алексеев