Боевой приказ был, как обычно, предельно лаконичен:
«Экипажу... произвести площадную аэрофотосъемку в районе «противника», ограниченного ориентирами... Результаты съемки представить к 13,00. Н (высота) съемки = 4 т. м. Перекрытие между снимками = 25%. Командир части (подпись)».
Мы взглянули на часы: я, водитель боевого корабля и механик. Было 7.30. Времени на подготовку легкого бомбардировщика и экипажа оставалось совсем мало. Я сразу понял, что даже предварительного, хотя бы чернового, расчета аэрофотосъемки мне сделать до вылета не удастся. «Займусь этим делом в воздухе, - решил я, - а сейчас - только маршрут».
И вот на карте, заправленной в планшет, уже обозначен наш маршрут со всеми ориентирами - рекой, населенными пунктами, железнодорожным узлом. Уже можно прочесть всю местность, над которой нам предстояло лететь и фотографировать.
Получаем метеорологические данные (прогноз погоды по маршруту, скорость ветра). Прощаемся с механиком, с командиром части. Слышим последний напутственный совет: «Старайтесь обойти горы». Мы взглянули на часы: я и пилот. Было 8.30.
Управляемый опытной рукой пилота, самолет взмывает все выше и выше. Я гляжу на доску приборов. Стрелка высотомера, едва задерживаясь на цифрах 1 500, 2 300, скользит дальше: 3 000, 3 500, 3 800... Рядом с высотомером указатель скорости, часы с секундомером, компас. Такие же приборы и в передней кабине, перед глазами пилота.
Под доской с приборами помещается радиостанция (приемник и передатчик), обеспечивающая двухстороннюю связь с землей. Наушники у меня под шлемом. Я непрестанно слышу легкий шум работающей рации нашего аэродрома.
Здесь же висит бортовой журнал, надежно укрепленный в металлическом планшете. Листы бортового журнала пестрят множеством разнообразных вопросов по специальным графам: курс, снос, путевой угол, взлет, расчетное и фактическое время прибытия, наблюдения и расчеты... За время полета летчик - наблюдатель должен ответить на все эти вопросы.
Под рукой у меня аэрофотоаппарат с секундомером. Между коленей уместился оптический прицел; его «пятка» с делениями вставлена в фюзеляж самолета. Мне нужно лишь слегка наклонить голову, заглянуть в трубку, и прицел сообщит мне, каков угол сноса нашего корабля, или подтвердит, что летим правильно, по курсу.
О всех изменениях путевой скорости, заданной высоты, отклонениях от курса я немедленно передаю водителю. У нас отличная связь. Мы можем говорить и слушать друг друга невзирая на шум мотора. Наш переговорный аппарат состоит из двух небольших металлических трубок цилиндрической формы, пристроенных у борта самолета. К металлическим трубкам прикреплены резиновые шланги с «ушами» и воронками. Одно «ухо» и воронка у пилота, второе «ухо» с воронкой у меня.
Карта крупного масштаба - непременный наш спутник. При подходе к цели мы будем пользоваться только ею, а не десятиверсткой. Совсем близко от меня кассетосбрасыватель, пулемет, прибор для сбрасывания бомб. Вот как густо «населена» моя кабина.
Мы летим по курсу. Он определен по углу, заключенному между компасным меридианом и осью самолета. Обходим горы. Видимость на трассе превосходная. Стрелка альтиметра показывает 4700 метров. Наша скорость - 200 километров в час. В прицеле видно: мы начинаем уклоняться от линии пути вправо. Видимо, изменился ветер. Поверяю отклонение путем визуального наблюдения (по земным ориентирам), гляжу на карту, снова в трубку прицела. Нас снесло уже на 5 километров.
Произношу в воронку несколько слов: «Довернуть самолет влево на 3 градуса». Водитель кивает головой. Мой правый глаз не отрывается от трубки прицела. Угол сноса учтен. Теперь я могу приступить к расчету аэрофотосъемки. Предупреждаю пилота: «Следи за приборами сам, занят расчетом». Откладывать нельзя: мы подходим к цели.
Замечено время. До входного ориентира площади съемки нам осталось лететь 6 - 7 минут. Успею! Нанеся вектор (скорость и направление) ветра на аэронавигационный прибор, называемый ветрочетом, я рассчитываю на нем компасный курс для аэрофотосъемки. Потом, зная длину и ширину снимаемой площади, отмеченные на карте, я определяю количество снимков, которые надо будет произвести. Все данные записываю в бортовом журнале.
Мне осталось еще высчитать интервал экспозиции. Сделано и это. Все готово, Прошло около 6 минут. Напоминаю пилоту: «Курс - 45 градусов, высота - 4 тысячи метров, скорость - 200 километров». Он убирает газ, планирует вниз до заданной высоты. Машина выровнена. Контролирую последний раз: курс, высота, скорость. Все правильно.
Вот входной ориентир. Я начинаю фотографировать. Интервалы между снимками равны 25 секундам. В эти 25 секунд я должен неотрывно следить за показаниями приборов, ибо если водитель хотя бы слегка отклонился от курса, прибавил или убавил скорость, потерял заданную высоту, то весь мой расчет и вся съемка пойдут насмарку. Одновременно я смотрю за борт самолета, быстро сличаю местность с картой и - снимаю, снимаю, снимаю.
Я фотографирую большую площадь в районе «противника» методом перекрытия между снимками: второй снимок закроет четвертую часть первого снимка, третий - четвертую часть второго снимка - и так до последнего снимка. Тогда при отпечатании мы легко прочтем всю заснятую площадь.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.