Ступени интеграции

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1264, январь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Польша, например, покупая у нас крупные авиалайнеры, поставляет нам самолеты «АН-2», выпускаемые в этой стране по советской лицензии. Она же изготавливает отдельные узлы для новейших самолетов «ИЛ-86», производимых в СССР.

Аналогичные примеры можно было бы привести из области станкостроения, производства легковых автомобилей, морских судов и многих других видов продукции.

Подтверждением неуклонно растущих экономических связей между братскими странами может служить такой факт: с 1950 по 1977 год их взаимный оборот вырос в 19,5 раза. Причем за счет взаимной торговли большинство стран – членов СЭВ в настоящее время удовлетворяет большую часть своих импортных потребностей в основных видах сырья, топлива, продовольственных товарах, машинах и оборудовании, товарах народного потребления. Сейчас их внешняя торговля все больше опирается на глубокие и устойчивые связи в основных отраслях экономики, науки и техники.

Процесс специализации и кооперации будет расширяться и углубляться и дальше. Уже сейчас, например, перспективными планами намечено развитие в Советском Союзе производства энергоемкого химического сырья (аммиака, метанола, полиэтилена, поливинилхлорида), которое пойдет в другие страны СЭВ. Оттуда, в свою очередь, в СССР поступит менее энергоемкая химическая продукция: красители, химикаты-добавки, химические средства защиты растений.

Главным направлением хозяйственной политики братских стран является, как известно, интенсификация производства, повышение его эффективности, ускорение научно-технического прогресса. В этой связи еще большее значение приобретает использование преимуществ международной специализации и кооперации при освоении достижений науки и техники и, что особенно важно, ускоренное внедрение их в машиностроении. От этой отрасли в первую очередь зависит успешное выполнение всех разрабатываемых у нас долгосрочных программ. Технический уровень продукции машиностроения в решающей мере определяет рост производительности труда, а значит, и весь, ход экономического соревнования с капитализмом.

Европейские страны СЭВ ныне располагают развитым многоотраслевым машиностроением, выпускающим изделия практически всей мировой номенклатуры. И хотя среди этих машин немало отличных образцов, нельзя сказать, что полностью решены вопросы технического уровня и качества всех видов изделий. Между тем техника, которую мы закладываем сейчас в машиностроительную программу, практически будет определять качественный уровень наших производственных фондов на два десятилетия вперед.

Решение этой задачи потребует принять ряд эффективных мер, и прежде всего – концентрации научно-технического и машиностроительного потенциалов братских стран на главных направлениях, на том, что может дать наибольшую практическую отдачу уже в предстоящей пятилетке. Все это требует повышения технического уровня продукции, поступающей во взаимный обмен, выявления устаревших видов, замены их более качественными образцами машин и оборудования.

– Я заметил, что приводимые вами, Константин Федорович, примеры из области внешней торговли постоянно возвращаются непосредственно в сферу производства...

– Это естественно. Товарообмен – это как бы конечная стадия или форма проявления нашего сотрудничества. А его основа лежит гораздо глубже и имеет более широкий диапазон. Трудно перечислить даже главные составляющие этого сложного, многогранного процесса. Например, в ходе реализации Комплексной программы решается ряд научно-технических задач. В этой работе принимают участие более трех тысяч научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских организаций и вузов. Только в 1971 – 1977 годах учеными братских стран было закончено свыше 14 тысяч совместных теоретических и прикладных работ.

В частности, разработано более 1600 новых конструкций машин, механизмов, приборов, усовершенствовано свыше 1200 технологических процессов, создано свыше 1300 видов новых материалов, продуктов, препаратов.

И с каждым годом сфера такого сотрудничества все более расширяется. Кажется, совсем недавно начались совместные работы социалистических стран в исследовании космоса, одной из самых молодых отраслей деятельности человека, а приборы и оборудование, изготовленные в этих государствах, успели надежно поработать на многих советских спутниках и космических кораблях. Осуществлены полеты в космос международных экипажей с участием космонавтов из ЧССР, ПНР, ГДР и НРБ. Готовятся к совместным полетам космонавты из других братских государств.

– Назовите, пожалуйста, пример, который, по вашему мнению, наиболее наглядно демонстрировал бы главные черты сотрудничества братских стран.

– Подобных примеров великое множество, в частности на интеграционных стройках, таких, как Эрдэнэтский горно-обогатительный комбинат в Монголии, никелевый завод на Кубе, целлюлозный завод у нас в Усть-Илимске. Но, пожалуй, наиболее яркий образец – строительство гигантского магистрального газопровода «Союз» протяженностью 2750 километров, который после полного завершения будет подавать в год примерно 15 миллиардов кубометров оренбургского газа европейским странам – членам СЭВ. Сейчас работы на этом объекте завершаются, газ Оренбуржья с начала 1979 года пошел к потребителям в страны – члены СЭВ. Это была поистине стройка великой дружбы, и ее опыт еще не раз пригодится нам при осуществлении подобных многонациональных проектов.

Соглашение о сооружении газопровода было подписано в 1974 году, когда наш план на очередную пятилетку был в основном сверстан и ресурсы распределены. Но потребность стран – членов СЭВ в энергетическом сырье была настолько велика, что откладывать сооружение магистрали на пять лет было невозможно. Пришлось общими усилиями изыскивать ресурсы, причем не только финансовые и материальные средства, но и рабочую силу.

В реализации оренбургского проекта приняли участие все европейские страны – члены СЭВ. Подход к решению общей задачи был достаточно гибким. На мировом рынке за счет кредитов, предоставленных этим странам Международным инвестиционным банком, были закуплены необходимые трубы и оборудование.

В сооружении газопровода приняли непосредственное участие коллективы строителей и монтажников Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР и Чехословакии – всего около пятнадцати тысяч человек. Польские рабочие и инженеры производили на своем участке весь комплекс работ, связанных с прокладкой трубопровода, строительством наземных сооружений и бытовых объектов. Тысячи болгарских рабочих в счет участия НРБ в оренбургской магистрали трудились на ряде объектов нефтяной и газовой промышленности СССР. Советские строители на условиях субподряда прокладывали на ряде участков линейную часть трубопровода.

Румыния предоставила средства для приобретения оборудования третьей очереди газоперерабатывающего завода вблизи Оренбурга.

Разумеется, я назвал лишь часть организационных, торговых, производственных и финансовых мероприятий, которые были осуществлены нашими странами в связи со строительством газопровода «Союз».

– Вы сказали, что разработка и принятие долгосрочных целевых программ – новый шаг в развитии социалистической интеграции в рамках СЭВ. Не могли бы вы привести пример, который бы показал суть такого сотрудничества.

– Известно, что в последние годы во всем мире имеют место трудности с энергетическими ресурсами. Не будем сейчас вдаваться в глубокий анализ всех объективных и субъективных причин, приведших к энергетическому кризису на Западе, но об одной, мне кажется, сказать необходимо. .

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены