Ступени интеграции

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1264, январь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Тридцать лет – достаточно большой срок не только для наращивания экономического и промышленного потенциала, но и для практической проверки организационных методов и форм сотрудничества. Как они совершенствовались, видоизменялись за этот период? Какие из них оказались наиболее эффективными?

– На первых порах социалистические страны вели между собой в основном внешнеторговый обмен на основе двусторонних соглашений. Начавшее развиваться уже в то время сотрудничество по созданию в ряде стран новых отраслей промышленности, строительству крупных заводов, фабрик, подготовке национальных научных и технических кадров также носило по большей части двусторонний характер.

По мере становления в братских странах социалистической плановой экономики, наращивания промышленного, технического и научного потенциала открывались все новые возможности для расширения экономического сотрудничества между ними, усиливалась потребность в коллективном регулировании этих связей в свойственных социализму формах. От двусторонних соглашений социалистические государства стали переходить к многосторонним, от чисто торгового обмена продукцией – к планово организуемой кооперации в сфере производства, науки, техники, в подготовке кадров, стандартизации и во многих других областях.

Такая интеграция, объединение усилий при решении общих задач дает, как показала жизнь, огромный эффект всем участникам. Подчеркивая эту особенность, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. Брежнев, выступая на митинге советско-венгерской дружбы на Чепельском комбинате в Будапеште, сказал:

«Лишний раз убеждаешься, что когда мы объединяем свои усилия, то в итоге выходит не простое сложение, а умножение сил».

Особенно убедительно и многогранно преимущества, присущие нашему сотрудничеству, раскрылись в последнее десятилетие, ознаменовавшее качественно новый этап в экономических отношениях государств социалистического содружества.

В апреле 1969 года на ХХШ специальной Сессии СЭВ на уровне руководителей братских партий и правительств были определены принципиальные долговременные цели, которые легли в основу Комплексной программы социалистической экономической интеграции, принятой в 1971 году.

Успешное выполнение этой программы позволяет углубить хозяйственное взаимодействие стран содружества, усилить взаимодополняемость их экономик, переходить к более высоким формам сотрудничества.

Разработка и принятие в последние годы долгосрочных целевых программ – новый важный шаг в развитии социалистической интеграции. Программы намечают согласованную, рассчитанную на длительный период стратегию сотрудничества в решении важнейших народнохозяйственных задач в области энергии, топлива и сырья; сельского хозяйства и пищевой промышленности; машиностроения; транспорта; производства промышленных товаров народного потребления.

В основе сотрудничества в рамках СЭВ лежит совместная плановая деятельность. Совет является центром, где выработаны и проверены временем присущие только социализму плановые методы международного сотрудничества и разделения труда. Координация народнохозяйственных планов, консультации по вопросам экономической политики. совместное прогнозирование перспектив развития производства, науки и техники, обмен опытом планирования и управления народным хозяйством вошли в повседневную практику межгосударственных отношений стран – членов СЭВ. Совместная плановая деятельность дает им ясную перспективу, позволяет каждой стране эффективнее использовать свои ресурсы, выгоды международной специализации и кооперации производства, существенно ослабляя воздействие на социалистическую экономику кризисных потрясений, периодически поражающих мировое капиталистическое хозяйство.

Это нашло яркое выражение в решениях ХХХШ Сессии СЭВ, которая проходила прошлым летом в Москве. В приветствиях руководителей коммунистических и рабочих партий стран – членов СЭВ в адрес участников сессии, в выступлениях глав делегации была дана высокая оценка 30-летней деятельности Совета, поставлены новые важные задачи дальнейшего развития и углубления экономического сотрудничества братских государств.

Как отметил в своем приветствии Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. Брежнев, главная задача состоит в том, чтобы развернуть долгосрочные программы в систему конкретных соглашений, превратить следующие две пятилетки в период интенсивной производственной и научно-технической кооперации. Органы СЭВ призваны содействовать подъему социалистического производства на самые передовые ступени науки и техники, помочь использовать могучие производительные силы наших государств с максимальным эффектом. Все это укрепит базу для роста жизненного уровня народов социалистических стран в предстоящие годы».

Следует подчеркнуть, что в практическом осуществлении разрабатываемых в СЭВ решений принимают самое активное непосредственное участие широкие массы трудящихся стран социалистического содружества. В этом – важный источник силы и жизненности социалистической экономической интеграции. Качественно новым явлением в нашем сотрудничестве стало развернувшееся в последние годы в СССР и братских государствах интернациональное социалистическое соревнование трудовых коллективов за образцовое выполнение заказов друзей. «Это, – как оценил товарищ Л. И. Брежнев, – почин огромного значения, за ним большое будущее».

– Какие конкретные примеры кооперации и специализации производства, осуществляемые различными странами в рамках СЭВ, могут, на ваги взгляд, наиболее ярко проиллюстрировать экономическую эффективность социалистической интеграции?

– Известно, что современное производство может быть экономичным и рентабельным в том случае, если оно опирается на новейшие достижения науки и техники, использует высокопроизводительные технологии и оборудование, является массовым или крупносерийным, имеет, как еще говорят, оптимальные масштабы. А это означает, что каждое из многочисленных производств сегодняшнего и тем более завтрашнего дня должно опираться на развитую научно-техническую базу и емкий рынок сбыта, зачастую превышающие внутренние возможности и потребности не только сравнительно небольших, но и крупных стран.

Возникает вопрос: как в этих условиях развивать свою экономику малым странам? Могут ли, например, Болгария, Венгрия или Чехословакия, население которых составляет соответственно 9, 11 и 15 миллионов человек, организовать в расчете только на себя экономичное производство всех видов необходимой промышленной продукции, обеспечить на всех направлениях высокий уровень научно-технических разработок? Конечно, нет. Зато при хорошо организованном международном разделении труда эти же страны могут сосредоточить свои усилия на тех направлениях производственной и научно-технической деятельности, для которых у них имеются более благоприятные условия, обмениваясь полученными результатами к общей выгоде со своими партнерами. Иными словами, каждое государство, входящее в СЭВ, может опираться на научно-технический потенциал всего содружества, развивать производство в расчете на удовлетворение потребностей хозяйственного комплекса с населением. более 430 миллионов человек. Организация производства в таких масштабах равносильна расширению рынка, например, для Венгрии в сорок раз, для Болгарии – в пятьдесят, ЧССР – почти в тридцать раз.

Понятно, что каждая страна – член СЭВ, планируя развитие своей экономики на долгие годы вперед, стремится максимально учитывать благоприятные возможности, создаваемые содружеством. Точно так же естественно, что эти национальные планы развития должны согласовываться в рамках СЭВ в интересах всего содружества и каждой из стран.

Поэтому все больше возрастает роль СЭВ как организатора координации народнохозяйственных планов стран содружества. Здесь, конечно, не может быть и речи о посягательстве на суверенитет, на экономическую самостоятельность какого-то государства. Максимальное сочетание интересов отдельных стран и содружества в целом – главная особенность сотрудничества в рамках СЭВ.

Яркий пример тому – специализация отдельных стран на производстве определенной продукции с учетом нужд других стран социалистического содружества. На СССР и Болгарию приходится 100% электротельферов, выпускаемых в странах – членах СЭВ, на Польшу и СССР – 90% экскаваторов, на Венгрию и Советский Союз – около 75% автобусов. СССР и Румыния изготавливают 97% оборудования для доменных печей.

Международное разделение труда дает участникам содружества большой экономический эффект. Например, известные автобусы «Икарус» Венгрия производит в кооперации с Советским Союзом. Ежегодно ВНР поставляет нашим автобусным и троллейбусным заводам тысячи задних мостов. СССР, в свою очередь, снабжает завод «Икарус» передними осями, амортизаторами и другими узлами. Закупки СССР позволили Венгрии развить производство первоклассных автобусов в таких масштабах, каких не достиг ни один завод в Западной Европе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Риск

Рассказ