Ступени интеграции

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1264, январь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Константином Катушевым, заместителем Председателя Совета Министров СССР, Постоянным представителем СССР в Совете Экономической Взаимопомощи беседу ведет специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков

– В прошлом году Совет Экономической Взаимопомощи отметил свое тридцатилетие. И, думаю, вы согласитесь, Константин Федорович, что, говоря о сегодняшней деятельности этой международной организации, нельзя не вспомнить о первых шагах СЭВ. При таком подходе более убедительно предстанут его достижения и более понятными окажутся качественные изменения, происшедшие в его работе за этот период.

– Создание Совета Экономической Взаимопомощи в 1949 году было логическим следствием образования мировой социалистической системы. Вспомним то время. Прошло всего четыре года после окончания второй мировой войны, принесшей колоссальные, невиданные в истории людские и материальные потери многим странам мира, особенно тяжелые – государствам, образовавшим впоследствии СЭВ. Только на территории СССР было полностью или частично уничтожено 1710 городов, 60 тысяч сел и деревень, 31850 промышленных предприятий, 40 тысяч больниц, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Война отняла жизнь у двадцати миллионов советских людей. Война уничтожила четвертую часть национального достояния Польши. Большие потери понесли также Венгрия, Румыния, Чехословакия, Болгария.

Перед народами стран, избравших путь социализма, встали сложные задачи восстановления и развития народного хозяйства, его коренного переустройства на социалистических началах. Опереться в решении этих задач они могли только на взаимную помощь и поддержку, прежде всего на помощь первого социалистического государства – Советского Союза.

Дело в том, что наступивший мир не принес избавления от международной напряженности. «Холодная война», развязанная агрессивными кругами Запада, надолго отравила обстановку на земном шаре. Империалистические страны, не имея возможности военной силой подавить возникшую после войны мировую систему социализма, пытались экономической блокадой затормозить развитие народного хозяйства социалистических государств. Даже свои торговые отношения с ними они старались вести с позиции силы и диктата, создавая всевозможные дискриминационные барьеры.

Создание СЭВ, этой международной экономической организации нового типа, было исторически необходимо: с самого своего рождения Совет стал важным звеном объединения усилий социалистических стран в интересах всестороннего подъема их экономики. Своей деятельностью он активно способствовал становлению и утверждению новых, социалистических по своей сущности межгосударственных экономических отношений. Жестокая конкуренция на мировом рынке, борьба за источники сырья, сферы влияния, подчинение одних стран другим – все эти черты, свойственные мировому капиталистическому хозяйству, были устранены из экономических связей между социалистическими странами, уступив место равноправию, дружбе и товарищеской взаимопомощи, обоюдной выгоде, невмешательству во внутренние дела друг друга.

В свое время В. И. Ленин указывал, что социализм творит новые, высшие формы человеческого общежития, когда законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернациональном единстве. «При социализме, – писал В. И. Ленин, – трудящиеся массы сами не согласятся нигде на замкнутость по чисто экономическим мотивам» (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 30, стр. 37V

Это предвидение В. И. Ленина находит свое убедительное подтверждение в жизни народов социалистического содружества, в том числе в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи.

– Когда тридцать лет назад шесть европейских государств создали СЭВ, многие западные специалисты утверждали, что его деятельность не будет эффективной. Свой скептицизм они обосновали послевоенными хозяйственными трудностями стран, вошедших в СЭВ, различием в уровнях их экономического развития, наконец, если можно так выразиться, разновеликостью самих государств. Советский Союз во много раз превосходил своих союзников как по территории и численности населения, так и по экономическому потенциалу, природным ресурсам. Это обстоятельство, по мнению зарубежных наблюдателей, заранее обусловливало грядущее неравенство стран – членов СЭВ – неравенство, которое в дальнейшем должно было еще более углубиться.

Что показала тридцатилетняя история СЭВ?

– Прежде всего она полностью опровергла предсказания западных специалистов.

У них, конечно, имелись основания указывать на многие объективные трудности, встававшие на пути экономического сотрудничества социалистических государств. Но они полностью игнорировали главное – качественно новый характер этого сотрудничества. Черты, присущие капиталистическим международным отношениям, они автоматически перенесли на страны социализма, «не заметив» сути дела – огромной преобразующей силы марксистско-ленинских принципов, породивших солидарность братских народов, их кровную заинтересованность в успехах друг друга.

Чтобы сразу стало ясно, сколь ошибочными и предвзятыми оказались такие прогнозы, обратимся к фактам.

Десять социалистических государств Европы, Азии, Америки, входящих ныне в Совет Экономической Взаимопомощи, занимая 19 процентов территории земли и располагая десятью процентами населения мира, производят примерно треть мировой промышленной продукции. В 1950 году, на их долю приходилось только 18 процентов.

Динамично развивалась вся экономика социалистического содружества. Национальный доход стран – членов Совета за тридцать лет увеличился в десять раз, а промышленное производство – в семнадцать раз, что соответственно втрое и вчетверо больше, чем в капиталистических странах. Тридцать лет назад страны Совета уступали государствам «Общего рынка» по объему промышленного производства, теперь они примерно вдвое превосходят их в этом отношении.

Значительно сблизился уровень экономического развития социалистических стран. Отстававшие ранее государства вплотную подошли к передовым. Советский Союз, например, с 1949 года увеличил выпуск промышленной продукции в четырнадцать раз, а Болгария – в двадцать пять, Румыния – в пятьдесят раз. За эти годы в социалистических странах заново созданы многие отрасли промышленности, определяющие научно-технический прогресс. Это позволило им занять видное место в мировой экономике.

Что касается Советского Союза, то он никогда не искал и не ищет в сотрудничестве с братскими странами каких-либо односторонних преимуществ. Наша страна бескорыстно передает им свой опыт хозяйственного и культурного строительства. При содействии СССР в государствах, входящих в СЭВ, построено и строится около 2300 предприятий и других объектов. И характерно, что такое содействие направлено на развитие в социалистических странах ключевых отраслей производства.

Например, с нашей помощью за последние три десятилетия в братских государствах введены в строй электростанции общей мощностью более 20 миллионов киловатт; предприятия черной металлургии с годовым производством 11 миллионов тонн чугуна, 15 миллионов тонн стали и 20 миллионов тонн проката; мощные нефтехимические комбинаты в НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, ЧССР и многие-многие другие промышленные предприятия.

О том, как это благотворно сказывается на развитии народного хозяйства социалистических государств, можно судить хотя бы на примере экономики Болгарии. Здесь на построенных с нашей помощью предприятиях вырабатывается 70 процентов электроэнергии, 80 процентов продукции нефтепереработки и нефтехимии, почти 90 процентов черных и цветных металлов.

В органах СЭВ Советский Союз не имеет каких-либо особых прав. С самого рождения СЭВ является организацией равных партнеров. Он не имел и не имеет наднациональных органов. В нем последовательно обеспечивается полное равноправие сторон. При голосовании каждое государство, независимо от размеров его территории, населения, экономического потенциала, имеет один голос. Ни одно решение, затрагивающее интересы одной из стран – членов СЭВ, не может быть принято без ее согласия. И если какое-то государство не принимало участия при обсуждении какого-то документа, не голосовало за него, то принятые решения на данную страну не распространяются.

Все это исключает навязывание воли одной или нескольких стран другим странам СЭВ. Словом, достаточно обратиться к нормам межгосударственных отношений, применяемым в СЭВ, и реальной практике нашего сотрудничества с братскими государствами, чтобы убедиться в полной беспочвенности вымыслов о каком-то экономическом «диктате», «гегемонизме» СССР в Совете.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены