На другой день я была у секретаря комитета комсомола строительства Виктора Шахурина.
- Ты представляешь, - восторженно говорил Виктор, - сто двадцать семь гектаров территории! Можешь судить, что это такое? Два миллиона кубометров - объём зданий! Аудитории, библиотеки, собственная астрономическая обсерватория, гидро - и метеостанции, музеи, ботанический сад, свой стадион... Да такое никому и во сне не снилось!...
Свой первый день на строительстве, разговоры с девушками в общежитии и с секретарём комитета комсомола я часто вспоминаю и теперь, когда главный корпус университета уже высоко поднялся над Москвой. Растут этажи зданий, шире раздвигаются горизонты. В осенней дымке можно рассмотреть подмосковные леса.
Сменившись с работы и переодевшись, мы целой компанией друзей едем в троллейбусе и горячо обсуждаем свои дела. Пассажиры спрашивают нас:
- Студенты, наверное?
- Да, студенты! - отвечаем мы.
И это правда. Все мы учимся. С первого сентября геодезистка Лиля Лукомская занимается на заочном отделении филологического факультета, на филологическом же учится гранитчик Мурат Багдагюлян. Слесарь Илья Кузнецов и электрик Саша Добычин вместе со мной учатся в 10 - м классе вечерней школы. Все мы готовимся в будущем году тоже стать студентами.
Много я слышал в детстве армянских народных преданий, но особенно запомнилась мне легенда о волшебном белом камне. В ней говорилось, что где - то в горах Айдара спрятан чудесный камень, и человек, который найдёт его, будет счастлив всю жизнь.
Позже, когда я уже подрос и начал ходить в школу, я попросил учителя рассказать о происхождении этой легенды.
Он мне сказал:
- Веками люди мечтали о счастье, но не имели его. Вот они и создали легенду о волшебном камне. Его никто не видел, не мог найти. Но теперь этот камень найден. Он есть и у тебя, мальчик, этот чудесный камень: это книга, знания, учение. Всё это дала тебе советская власть. Учись, трудись - и ты вырастешь хорошим советским человеком, ты будешь счастлив.
Помню, меня взволновали слова учителя. Наверное, с тех пор я и полюбил так книгу.
Книги стали моими самыми близкими, лучшими друзьями.
Я хотел учиться. Я мечтал о Московском университете. Учиться в университете Лермонтова и Герцена, Белинского и Огарёва, Тимирязева и Чебышева - это большое счастье!
Помешала война. Надо было работать, чтобы помогать фронту. После войны я поступил в художественное ремесленное училище. Я выбрал себе специальность гранитчика: приятно, когда под твоими руками бесформенная глыба камня превращается в красивое изделие. Однако с мыслью об университете я не расставался к продолжал заниматься самообразованием.
Ремесленное училище мы окончили в прошлом году. Какая была для всех нас радость, когда мы узнали, что всю нашу группу направляют в Москву, на строительство нового здания университета!
Как только мы прибыли на строительство, нам показали проект будущего здания. С волнением рассматривали мы величественные контуры прекрасного сооружения.
Но это были пока ещё только планы. А на строительной площадке среди временных построек и складских помещений монтировались подъёмные краны, прокладывались подъездные пути, возводились подсобные помещения и жилые дома для рабочих. Ни о каких отделочных, облицовочных работах тогда ещё не могло быть и речи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.