Страница маленьких встреч

К Замошкин| опубликовано в номере №911, май 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Написано до Фадеева

В феврале 1943 года ЦК ВЛКСМ получил телеграмму из Краснодона о том, что в городе в период оккупации действовала комсомольская подпольная организация. «Молодая гвардия» была создана в сентябре 1942 года и раскрыта в январе 1943 года, за месяц до освобождения города. Входило в организацию свыше ста юношей и девушек, в основном ученики 8-10-х классов Краснодонской школы.

15 сентября 1943 года «Правда» опубликовала Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении молодогвардейцев (многих посмертно). В том же номере газеты была опубликована статья А. Фадеева «Бессмертие». К работе над романом писатель приступил летом 1943 года, и уже в начале победного 1945-го «Молодая гвардия» начала публиковаться на страницах «Комсомольской правды» и в журнале «Знамя».

Обычно в наше время появлению крупных художественных произведений о героических событиях истории предшествуют публикации журналистов, их документальные рассказы, очерни, написанные по горячим следам. Со временем многие из них забываются, но заслуга создания первого «временного памятника» за ними остается.

Сейчас мало кто помнит, что появлению романа «Молодая гвардия», имевшего небывалый успех, в годы войны предшествовала документальная повесть журналистов А. Котова и В. Лясковского «Сердца смелых». Эта небольшая книжечка (110 стр.), вышедшая в 1944 году в издательстве «Молодая гвардия», конечно, не выдерживает сравнения с прославленным романом. Но не следует забывать, что для молодежи военных лет, тех, кто сражался на фронтах и работал в тылу, это был первый рассказ о молодогвардейцах. Из этой книжечки они узнавали новые подробности о деятельности юных подпольщиков Краснодона.

Авторами использованы многие подлинные документы: тексты листовок и прокламаций, записи в дневниках, предсмертные слова на стенах камеры, отдельные фразы героев, сохраненные очевидцами событий. В беглых, наскоро набросанных портретах героев верно схвачены характеры, получившие художественно завершенное изображение у Фадеева: так же лих Сережка, рассудителен Олег, отважна бедовая Любка, задумчива чистая душой Уля Громова. Авторы рассказали о тех же самых событиях, которые у писателя выросли в наиболее впечатляющие сцены романа: расстрел шахтеров, флаги над городом, поджог биржи, стойкость молодогвардейцев на допросах, их последний путь.

Сказалось на книжке и отсутствие материалов, ставших известными позднее. Вскользь упомянуто о связи молодогвардейцев с большевистским подпольем. Среди предателей «Молодой гвардии» названа одна Лядская. От обвинений Виктора Третьякевича (названного Стаховичем в романе Фадеева) авторы воздерживаются. Сейчас мы знаем, что В. Третьякевич был оклеветан фашистским подручным Кулешовым, на самом деле предал организацию некто Почепцов. Ни Фадеев, ни авторы в то время этого не знали.

И, конечно, в спешке и суматохе военных лет авторы маленькой книжки и не стремились к главному, что делает написанное произведением литературы, - художественному обобщению. Сделать это было под силу только крупному художнику. Фадеев неотступно работал над романом полтора года и отдал ему, по его собственным словам, «много крови сердца».

Когда говорят пушки, музы молчат. Старая эта поговорка на своем веку много раз опровергалась жизнью: голоса муз и пушек звучали одновременно. Так было и в дни Великой Отечественной войны. Бригады артистов бывали на всех фронтах. Чаще всего выступать приходилось под открытым небом, и сценой служила башня танка, как вы видите это на фотографии.

Были на фронте и свои «штатные» артисты - армейская самодеятельность. Музы шли к победе по тем же фронтовым дорогам, по которым везли пушки.

Пять лет назад на экраны страны вышел фильм «Баллада о солдате». Год с небольшим назад мы познакомились с киноэпопеей «Живые и мертвые». Эти произведения Григория Чухрая и Александра Столпера стали значительными событиями в советском и мировом киноискусстве. Это были фильмы о войне и о людях войны, которые в суровых, жестоких обстоятельствах проявили высшие качества человеческого душ, великолепные черты советского характера.

В эти дни, когда мы празднуем годовщину великой Победы, хочется посмотреть, с какими достижениями пришли советские кинематографисты к славному празднику двадцатилетия. За последний год вышло немало фильмов о войне. Среди них были удачные и неудачные, интересные и скучные, убедительные и поверхностные. Мы остановимся на двух фильм двух студий страны: «Жаворонок» («Ленфильм») и «Отец солдата» («Грузия-фильм»). Это разные фильмы по жанру, м художественной манере. Но у них есть и общее, то, что роднит эти картины, делает их в чем-то очень близкими. Их создатели - сами участники войны, эти фильмы - героические, в основе их - подвиг. Наконец, их отличает высокое профессиональное мастерство. И потому важна их роль в художественном, в идейном воспитании нашей молодежи, нашего народа.

«Отец солдата»

Серго Закариадзе - большой актер. На сцене он создал немало значительных образов мировой и грузинской классики. В кино ему везло меньше. И не потому, что он плохо играл. Играл Закариадзе превосходно.

Просто роли ему доставались в ложномонументаль-ных фильмах прошлых лет, где внимание было обращено в основном на пышную обстановку и важные позы, но не на живые человеческие образы. И вот фильм «Отец солдата» режиссера Резо Чхеидзе по сценарию писателя Сулико Жгенти. Трогательная и в то же время мужественная история Георгия Махарашвили, старого крестьянина из горной деревушки, ставшего солдатом в грозные годы Великой Отечественной войны. В роли Георгия - Серго Закариадзе.

Пришло в деревню письмо. Сын Георгия ранен, лежит в госпитале. Собирается старый навестить сына, «спуститься с небес на землю». Он очень мирный, этот старик, немного чудаковатый, вспыльчивый, добрый и непосредственный, как истинный сын гор. Его главная забота, главная любовь - сын. Все остальное для Георгия второстепенно. И война-то сама для него существует постольку, поскольку в ней участвует его сын. Но не успел Георгий застать сына. Тот вылечился и ушел из госпиталя продолжать сражаться с врагом. Молодой солдат Аркадий легкомысленно советует старику продолжать поиски сына. Георгий поддается на уговоры н... неожиданно для себя попадает в самое пекло битвы: он становится свидетелем отступления наших войск. Картина «Отец солдата» - одна из немногих, где правдиво показана горечь и соль первых лет войны, когда мы были вынуждены отступать. Нагло, в открытую идут по степи немецко-фашистские автоматчики. На глазах у Георгия вражеский молодчик расстреливает раненого Аркадия - почти мальчика, которого уже успел полюбить старый Махарашвили. И это бессмысленное, жестокое убийство будит в старике новые силы, новые мысли, новые стремления. Махарашвили - Закариадзе как бы распрямляется, огнем загораются глаза старика. В нем просыпается солдат - Отец солдата сам становится солдатом. Нет, его место не в обозе, не в тылу. а на передовой.

... По дорогам войны шагает вместе со своими русскими друзьями Георгий. Пилотка заменила ему привычную грузинскую шапочку. И ищет, ищет Георгий своего сына. Но куда там! Его сын - танкист, он идет впереди, и никак не может старый догнать малого...

Однажды, когда наши войска уже были в Германии, Георгий в поисках своего сына набрел на одну танковую часть. Он стал свидетелем того, как молодые водители, разворачивая машины, гусеницами давят виноградник. Гнев Махарашвили останавливает их. Как они могли топтать плоды рук человека? Да, мы победители, да, мы на вражеской земле. о мы советские люди, и мы должны уважать труд. Так раскрывается еще одна сторона характера героя фильма: его гуманизм, его трудовое начало, то, что составляет главное в настоящем человеке, - любовь к труду.

Фильм кончается трагически. Георгий находит своего сына, но тот погибает во время фашистской провокации. Финал картины спорен. Может быть, авторы несколько сентиментальны в своем решении, нарочиты заключительные кадры фильма. Но в целом «Отец солдата» - большой успех грузинских кинематографистов. Роль Георгия сыграна Закариадзе с тонким юмором. Артист создал многогранный, глубокий образ человека из народа, в котором яркая индивидуальность сочетается с обобщенными чертами советского характера. Фильм убеждает в том, что героизм для человека нашей страны - это прежде всего его убежденность в правоте своего дела и высокая идейность. ЦК ВЛКСМ наградил создателей картины почетными грамотами. И это справедливо: фильм утверждает вечную молодость человеческого духа.

«Жаворонок»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Я - Икар!»

История последней операции советской военной разведки в тылу врага