Страница маленьких встреч

К Замошкин| опубликовано в номере №911, май 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Этот фильм сделан в очень редком и необычайно трудном жанре кинобаллады. Сценарий фильма написали два известных поэта-фронтовика - Михаил Дудин и Сергей Орлов.

... Спецполигон в фашистской Германии. Здесь проходят испытания нового бронебойного снаряда. Он должен наконец сокрушить неуязвимые, грозные советские танки «Т-34». Снаряды испытываются на живых мишенях: в трофейных танках сидят советские военнопленные - гладиаторы-смертники XX века.

Кажется, все предусмотрели гитлеровцы... Не поняли лишь одного: что секрет русских танков не только в броне. но и в характере советского человека. Одна из бронированных громад внезапно «проявила характер» и двинулась на врагов. Русская «тридцатьчетверка» вырывается с полигона смерти и начинает беспримерный рейд в глубине фашистской Германии. Ее экипаж состоит из четырех человек - трое русских и француз.

Мчится советский танк по дорогам гитлеровского рейха. Далеко до 1945 года. Сейчас только 1942-й... И Родина далеко... А в баках горючего всего на сотню километров, и на всех четверых один автомат!

... Последним из экипажа под пулями умирает командир танка - русский парень с глазами, горящими ненавистью к фашизму. Но и погибая, он совершает подвиг: спасает немецкого мальчика. Танк! «Танечка», как ласково прозвали его участники съемочной группы. Этот танк стал полноправным героем фильма, поистине живым персонажем. В его могучих контурах словно проступают былинные, легендарные черты... И когда следишь за рейдом танка, когда перед тобой раскрывается трагическая судьба его экипажа, вспоминаешь одного из сценаристов фильма, Сергея Сергеевича Орлова. Ведь сам он в прошлом танкист, дважды горевший в машине.

Постановщики фильма Никита Курихин и Леонид Менакер, создавая фильм-балладу, фильм-легенду, стремились избежать громкой патетики, восклицательных знаков, псевдомонументальности. Они принципиально выбрали неизвестных широкому зрителю актеров: ради слитности актера и образа, чтобы знакомые «кинолица» не мешали воспринимать происходящее на экране. Молодые Вячеслав Гуренков и Валерий Погорельцев - дебютанты в кинематографе. Известен только Геннадий Юхтин, но и он играет так, что не вызывает ассоциаций с прежде сыгранными им ролями.

«Жаворонок»! Странное. поэтическое название для фильма о войне и смерти. И все же оно очень точное, очень верное и справедливое. Помните, в повести Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика» есть такой разговор:

« - Папа, а все-таки «Жаворонок» - это не солдатская песня!

Он, конечно, сейчас же хмурится:

- А какая же?

- Да так! Просто человеческая.

- Ну и что же, человеческая! А солдат не человек, что ли?

Он упрям. Я знаю, что нет для него ничего святей знамени Красной Армии, и потому все, что ни есть на свете хорошего, то у него - солдатское».

Наверно, этот диалог между сыном и отцом мог бы стать эпиграфом к фильму «Жаворонок».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены