Этот фильм сделан в очень редком и необычайно трудном жанре кинобаллады. Сценарий фильма написали два известных поэта-фронтовика - Михаил Дудин и Сергей Орлов.
... Спецполигон в фашистской Германии. Здесь проходят испытания нового бронебойного снаряда. Он должен наконец сокрушить неуязвимые, грозные советские танки «Т-34». Снаряды испытываются на живых мишенях: в трофейных танках сидят советские военнопленные - гладиаторы-смертники XX века.
Кажется, все предусмотрели гитлеровцы... Не поняли лишь одного: что секрет русских танков не только в броне. но и в характере советского человека. Одна из бронированных громад внезапно «проявила характер» и двинулась на врагов. Русская «тридцатьчетверка» вырывается с полигона смерти и начинает беспримерный рейд в глубине фашистской Германии. Ее экипаж состоит из четырех человек - трое русских и француз.
Мчится советский танк по дорогам гитлеровского рейха. Далеко до 1945 года. Сейчас только 1942-й... И Родина далеко... А в баках горючего всего на сотню километров, и на всех четверых один автомат!
... Последним из экипажа под пулями умирает командир танка - русский парень с глазами, горящими ненавистью к фашизму. Но и погибая, он совершает подвиг: спасает немецкого мальчика. Танк! «Танечка», как ласково прозвали его участники съемочной группы. Этот танк стал полноправным героем фильма, поистине живым персонажем. В его могучих контурах словно проступают былинные, легендарные черты... И когда следишь за рейдом танка, когда перед тобой раскрывается трагическая судьба его экипажа, вспоминаешь одного из сценаристов фильма, Сергея Сергеевича Орлова. Ведь сам он в прошлом танкист, дважды горевший в машине.
Постановщики фильма Никита Курихин и Леонид Менакер, создавая фильм-балладу, фильм-легенду, стремились избежать громкой патетики, восклицательных знаков, псевдомонументальности. Они принципиально выбрали неизвестных широкому зрителю актеров: ради слитности актера и образа, чтобы знакомые «кинолица» не мешали воспринимать происходящее на экране. Молодые Вячеслав Гуренков и Валерий Погорельцев - дебютанты в кинематографе. Известен только Геннадий Юхтин, но и он играет так, что не вызывает ассоциаций с прежде сыгранными им ролями.
«Жаворонок»! Странное. поэтическое название для фильма о войне и смерти. И все же оно очень точное, очень верное и справедливое. Помните, в повести Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика» есть такой разговор:
« - Папа, а все-таки «Жаворонок» - это не солдатская песня!
Он, конечно, сейчас же хмурится:
- А какая же?
- Да так! Просто человеческая.
- Ну и что же, человеческая! А солдат не человек, что ли?
Он упрям. Я знаю, что нет для него ничего святей знамени Красной Армии, и потому все, что ни есть на свете хорошего, то у него - солдатское».
Наверно, этот диалог между сыном и отцом мог бы стать эпиграфом к фильму «Жаворонок».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
История последней операции советской военной разведки в тылу врага