Достаточно беглого взгляда на гимнастёрку старшего сержанта Стикина, чтобы некоторые детали его биографии предстали без слов. Орден Красной Звезды, славная солдатская медаль «За отвагу», медали в честь взятия Кенигсберга, победы над Германией говорят об участии Стикина в Отечественной войне. Маленький пунцовый значок, расположившийся по соседству с медалями и знаком гвардии, сообщает о том, что Стикин - комсомолец. Прикреплённый к его погону миниатюрный танк объясняет, к какому роду войск принадлежит гвардии старший сержант Михаил Егорович Стикин.
Сам Стикин добавит, что танковому делу он отдал почти треть своей жизни.
Стикину всего 23 года, но выглядит он старше своих лет. Его немного старят постоянная озабоченность и слишком серьёзное выражение лица.
В довоенные годы он был стахановцем. Юношей работал на заводе формовщиком, а затем стал забойщиком золотых приисков на Урале.
Война шла второй год, когда Стикин, пройдя курсы танковых радистов, младших командиров и командиров танковых орудий, отправился на фронт.
Он воевал на прославленных советских танках «т-34». При взятии Минска был механиком-водителем, был и стрелком-радистом. Когда наши войска очищали от фашистов Люблин, Стикина назначили командиром танкового орудия. В те дни в одном из боёв Стикин подбил два немецких танка и бронетранспортёр. За это он получил орден Красной Звезды.
Под конец войны его приняли в ряды комсомола. Воевать он кончил в районе Данцига и Гдыни, но и после войны остался командиром орудия на танке.
Двенадцать благодарностей Верховного Главнокомандующего, хранимые в полевой сумке гвардейца, напоминают о каждом этапе его боевого пути.
... Кто из советских людей не мечтал побывать в своей столице, жадными глазами увидеть всё то, что знакомо им по многочисленным фотографиям и картинам?!
Мечтал с детских лет о посещении Москвы и Миша Стикин, школьник из села Давыдовки, Воронежской области. Казалось бы, несложен путь от Воронежа до
Москвы. Но для Стикина он пролёг через Урал, через всю Белоруссию, через Польшу.
Весной 1947 года гвардейца Стикина назначили командиром танка. Экипаж для своей машины молодой командир подбирал серьёзно и осторожно.
При таких обстоятельствах встретились и познакомились пятеро комсомольцев.
Экипаж «машины боевой» был укомплектован, но настоящим танкистом из всей пятёрки был только один - Стикин. Алексей Митруков на войне был пехотинцем, Владимир Щёголев - кавалеристом. Теперь Митрукову предстояло переквалифицироваться на стрелка-радиста, а Щёголев, пересевший с коня на танк, сделался командиром орудия. Младшему сержанту Роману Кулемкину, никогда ещё не водившему самостоятельно машину, была предназначена роль механика-водителя. Пятый
член экипажа - Василий Денисов - был определён заряжающим.
Так выглядел личный состав одного из танков «Т-34» весной прошлого года.
Михаил Стикин, молодой командир танка, с присущей ему серьёзностью взялся за обучение своего комсомольского экипажа. Сам Стикин считает себя «танковой
прислугой за всё». Он действительно универсален: если понадобится, будет механиком-водителем, командиром орудия, стрелком-радистом, заряжающим. Он спокойно принял приказ о назначении его командиром танка, так как не сомневался, что сумеет справиться со своими новыми обязанностями.
Начались дни боевой учёбы.
Михаил Стикин объявил своим ученикам, что его не удовлетворит освоение каждым из них одной только своей узкой специальности. Настоящий танкист должен знать каждую деталь своей машины. От своего экипажа Стикин требовал полной взаимозаменяемости и личным примером доказал, насколько всё это достижимо.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.