Стиль «Бойченко»

В Викторов| опубликовано в номере №303, март 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

В августовский солнечный день 1937 года над Парижем гремел призывной клич газетчиков: «Наполеон плавания» выступает в бассейне Турель! Генеральный экзамен стиля «Бойченко!...»

В кафе, на перронах метро, в магазинах шли споры между сторонниками классического «брасса» и приверженцами «баттерфляя».

Семен Бойченко ждал вечера. Чужой город гудел за окном. Чего стоила вся эта сенсационная шумиха, поднятая вокруг его имени? Истинная суть важнейшего в его жизни события оставалась за границами газетной сенсации. Вот он, двадцатипятилетний юноша, представитель Советской страны, входит в мировую историю плавания, и сегодня вечером это окончательно решится здесь, в Париже.

Когда 9 лет назад Бойченко таскал корзины с помидорами через реку Ингул, стиля «баттерфляй» еще не существовало.

Родословная «брасса» пестрела именами японских и немецких пловцов. Когда - то, в незапамятные времена, человек, имя которого не сохранилось, подражая движениям лягушки, создал стиль плавания - «брасс». И вот из десятилетия в десятилетие лучшие пловцы ставили в «брассе» свои рекорды. Каждое движение «брасса» было пронумеровано, описано в книгах и правилах международной федерации пловцов.

Это не значит, что «брасс» окостенел и перестал развиваться. На смену старому стилю, основанному на грубой силе и рывках, пришел новый «брасс» - стиль, быстрый по движениям и совершенно лишенный рывков, включающий в работу не только руки и ноги, но и все тело. «Брасс» стал слитным, тягучим, закругленным. Одно движение пловца легко переходит в другое, ни одной заминки, абсолютная синхронизация движений. Японцы достигли удивительных результатов, совершенно избежав резкости и толчкообразности старого стиля. Руки, как весла, расходились в стороны до уровня плеч, сгибались в локтях и выталкивались вперед. Движение рук подхватывали ноги... «Брасс» стал вкрадчивым. Но основа стиля плавания оставалась незыблемой. Все движения «брасса» по неписанной традиции должны были совершаться в воде. Над водой возвышалась только голова пловца.

В конце 1928 года мировая спортивная пресса отметила одну интересную деталь: немецкий брассист Родемахер, проходя дистанцию, при поворотах выбрасывал руки из воды. Так как в правилах Международной лиги пловцов не было прямо сказано, что при поворотах выбрасывать руки из воды нельзя, Родемахеру этого никто запретить не мог.

Семен Бойченко в это время все еще таскал помидоры через Ингул. Семен отличался удивительной способностью: он умел плыть только с помощью ног, держа в вытянутых руках нагруженную корзину. Вот, в сущности, и все, что тогда связывало шестнадцатилетнего хлопца с искусством плавания.

В 1934 году американский пловец Хиггинс запросил Международную лигу пловцов, будет ли ему зачтен рекорд, если он проплывет всю дистанцию или часть ее, выбрасывая руки над водой, а ногами работая по всем правилам классического «брасса». Хранители стиля «брасс» долго колебались, но в конце концов ответили Хиггинсу утвердительно. В следующем году американский пловец установил новый мировой рекорд на 100 метров: 1 минуту 10,8 секунды. Хиггинс плыл половину дистанции, проводя руки махом одновременно поверх воды, после чего он греб вертикально вниз, сквозь воду, а когда его локти проходили по линии бедер, снова выбрасывал руки в воздух. Такое движение пловца напоминало полет бабочки. Вот почему новая разновидность «брасса» получила название «баттерфляй».

Это был в прямом и переносном смысле этого слова «стиль - выскочка» не только потому, что он навязывался в близкие родственники родовитому «брассу», но прежде всего потому, что руки пловца «выскакивали» в воздух, значительно уменьшая сопротивление воды и повышая скорость заплыва. В этом был секрет Хиггинса, секрет новой разновидности «брасса».

Самые авторитетные знатоки узаконили «баттерфляй» и разрешили брассистам пользоваться новой разновидностью стиля в любых дозах на любых дистанциях.

Но «баттерфляй» имел и оборотную сторону: вслед за чрезмерным подъемом тела следовало глубокое погружение, и здесь от пловца требовалась огромная затрата сил для того, чтобы бороться с инерцией, возникающей при погружении тела в воду. Этим стилем нельзя было брать большие дистанции. Проплыв 50 метров, даже создатель «баттерфляя» Хиггинс переходил на обычный «брасс».

Казалось, что «выскочка» требует от пловца таких феноменальных сил, что и 100 метров невозможно пройти «баттерфляем». В мире пловцов шли бурные споры, можно ли считать открытие американца «брассом».

Семен Бойченко к этому времени стал моряком Черноморского флота. Он считался одним из лучших пловцов Черноморья, но стилей никаких не признавал.

Летом 1934 года на оборе пловцов в Севастополе главный тренер сбора А. Ваньков обратил внимание на уродливо плавающего краснофлотца. Моряк плыл не то «кролем», не то «саженками» и, несмотря на это, показывал результаты перворазрядные. Ваньков почувствовал, что человек этот обладает феноменальной силой и, что самое главное, врожденной способностью координировать свои движения в воде. На языке пловцов это называется «чувством воды».

Тренер предложил Бойченко перейти на стиль «брасс», но краснофлотец и слышать об этом не хотел. Для чего? Ведь он и по своему побеждает!

Пришлось Семена Бойченко в порядке «военной дисциплины» обязать перейти на «брасс».

На следующее лето снова встретились в Севастополе Ваньков и Бойченко. На одной из тренировок московский пловец Кистяковский показал черноморцам последнюю новинку: стиль «баттерфляй». Бойченко понравился этот бурный, стремительный стиль, требующий ловкости и силы. Этот стиль плавания напомнил ему бег торпедных катеров, на полном ходу то вырывающихся на полкорпуса из воды, то скрывающихся в морской пене.

Бойченко захотел испробовать свои силы. Через шесть дней он плыл уже стилем «баттерфляй». И как плыл! Стремительно взлетали над водой его сильные руки и торс, медный от загара. На шестой день он установил всесоюзный рекорд на 50 метров, пройдя эту дистанцию в 32,1 секунды.

Чем легче давались Бойченко победы, тем больше он работал над собой. Он едет учиться в Институт физической культуры в Москву, дав черноморцам обязательство - побить мировой рекорд.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены