Статус Кво

Владимир Фрадкин| опубликовано в номере №1479, январь 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Легенды рока в Москве

Если не считать двух певцов-солистов – Элтона Джона и Билли Джоэла (причем первый, как известно, приезжал к нам на гастроли «в урезанном варианте» – с одним ударником, без своего постоянного аккомпанирующего состава), то «Статус Кво» – единственная пока рок-знаменитость (среди ансамблей), посетившая Советский Союз не на закате своей карьеры.

Более того, как раз сейчас группа переживает второе рождение, новый пик популярности. Приезду ансамбля в Москву предшествовал выход удачного диска «Не жалуюсь» («Ain't complaining»), а за год до этого лидером хит-парадов во многих странах стала композиция «Ты теперь в армии» («In The Army Now») из одноименного альбома. Благодаря радио и телевидению песня получила огромную популярность и у нас в стране. Это, конечно же, подогрело интерес публики к концертам британцев.

В рекламной афишке, продававшейся перед концертами в фойе «Олимпийского», значилось, что группа «Статус Кво» образована в 1968 году – это ошибка! На самом деле ансамбль возник весной 1962 года, когда его основатель и бессменный руководитель Френсис Росси (называвший себя в те далекие времена Майком Росси) собрал свою первую, поначалу безымянную группу, состоявшую из трех музыкантов, – помимо Росси (вокал и гитара), в нее вошли бас-гитарист Алан Ланкастер и барабанщик Джон Коулэн. Осенью того же года коллектив отважился на первое публичное выступление. «Это было просто ужасно!» – так оценил дебют группы сам Росси – оценил, правда, уже сейчас, на пресс-конференции в Москве. Вскоре после первого выступления ансамбль расширил свой состав до четырех человек (к группе примкнул клавишник Рой Лайнс), записал на фирме «Пай» дебютный сингл, успеха, впрочем, не снискавший, и обрел название «Спектерс», которое затем было изменено дважды: сначала – на «Трэффик Джем», а потом, чтобы не путали с группой «Трэффик» Стиви Уинвуда, – на «Статус Кво».

Первый успех пришел к ним после появления в группе еще одного гитариста и певца – Рика Парфитта: песня «Картинки спичечных человечков» («Pictures Of Matchstick Men»), записанная музыкантами впятером, весной 1968 года достигла седьмого места в британском хит-параде. Но судьба следующего сингла – «Лед на солнце» («Ice In The Sun») – оказалась несколько менее удачной, а первые альбомы – «Живописные спичечные послания» («Picturesque Mat-chstickable Messages»), «Запасные части» («Spare Parts») и «Статус Квотэйшн» («Status Quotation»), – вышедшие уже после того, как группу покинул Лайнс, и вовсе потерпели провал. Впрочем, безликий стиль этих записей существенно отличался от того, что мы привыкли ассоциировать с именем «Статус Кво». Пытаясь добиться коммерческого успеха, группа послушно следовала всем веяниям моды, шарахалась из одной крайности в другую, а это привело к обратному результату – публика «ушла»...

Чтобы выжить, группе следовало обрести собственную неповторимую манеру, найти свое индивидуальное, незаемное творческое лицо. Пластинки, вышедшие в начале 1970-х годов – «Жирная ложка мамаши Келли» («Ma Kelly's Greasy Spoon») и «Собака о двух головах» («Dog of Two Head»), – отражают эти мучительные поиски. Перелом наступил в 1972 году, когда группа добилась беспрецедентного успеха на рок-фестивале в Рединге. Год спустя, сменив фирму грамзаписи «Пай» на «Вертиго», ансамбль выпустил диск «Копер» («Piledriver»), который первым из альбомов «Статус Кво» попал в хит-парад. В том же году аналогичного успеха удостоились и три сингла ансамбля. С этого момента началась обычная жизнь преуспевающих рок-звезд: концерты, гастроли, участие в музыкальных фестивалях и, конечно, новые записи...

Музыкальная критика всегда была настроена в отношении «Статус Кво» весьма скептически. Однозначно положительных оценок их творчества мне, честно говоря, вообще разыскать не удалось. Зато желчи хватало в избытке. Американский авторитетный журнал «Роллинг Стоун» назвал выступления ансамбля «жалким, убогим зрелищем». Из одной энциклопедии в другую кочует брошенная кем-то фраза: дескать, «Статус Кво» – это «Кэнд Хит» для бедных (имеется в виду американская рок-группа, работающая в сходном ключе). Серьезным критикам претит тот стиль, что стал основой исполнительской манеры, своего рода визитной карточкой группы, – сплав ярко выраженных элементов шлягера (простой текст, незатейливая, легко запоминающаяся мелодия) с буги и роком, порой довольно жестким. (Канадский профессор Алан Найстер сформулировал это так: «Сильно акцентированный ритм, примитивнейшие гитарные аккорды, несколько элементарных, но истошно выкрикиваемых фраз».) Зато этот стиль – я бы условно назвал его «облегченным тяжелым роком» – снискал ансамблю популярность, не меркнущую вот уже третье десятилетие. Верность поклонников «Статус Кво» своим кумирам особо подчеркивается музыкальной критикой (хоть и не без иронии), а журнал «Мэлоди мейкер» даже назвал ансамбль – правда, опять же с некоторой долей иронии – народной группой...

Но, как говорится, хорошо смеется тот, кто смеется последним. Каковы бы ни были оценки критики (а начиная с 1973 года «Статус Кво» выпускает практически ежегодно по диску, и все они занимают высокие места в списках популярности: «Хэлло» («Hello»), «Кво» («Quo»), «На поверхности» («On The Level»), этот диск возглавил хит-парад альбомов в то же время, когда песня «Вниз, вниз» («Down, Down») возглавила хит-парад синглов: «Грусть для вас» («Blue For You»), «Рок по всему миру» («Rockin' All Over The World»), «Если вы не переносите жару» («If You Can't Stand The Heet»), «Чего бы вы ни пожелали» («Whatever You Want»), «Как и предполагалось» («Just Supposing), «Никогда не поздно» («Never Too Late»).

В 1982 году группа отметила свое двадцатилетие выпуском очередного альбома под названием «1+9 + 8+2» (обратите внимание: сумма цифр равна двадцати!). Ансамбль пришел к юбилею, имея в активе 15 только номерных альбомов, не считая концертных записей и бесчисленных сборников хитов.

Следующий диск – «Спина к спине» («Back То Back») – записывался уже без участия Ланкастера и Коулэна, покинувших ансамбль. Не сумев подыскать им равноценную замену, «Статус Кво» дали триумфальный прощальный концерт, который почтили своим присутствием английская королева и наследный принц Чарльз, и объявили о своем роспуске.

А спустя два года произошло то, на что трудно было даже надеяться: под тем же названием, но в обновленном составе ансамбль собрался снова. К ветеранам Росси и Парфитту присоединились клавишник Энди Баун, время от времени сотрудничавший с группой и раньше, барабанщик Джефф Рич и бас-гитарист Джон Эдварде. Именно этот состав мы и увидели во время московских гастролей.

«Не думайте, будто мы взялись ниоткуда. Мы опытные музыканты, работали во многих известных европейских ансамблях, – сказал один из новичков «Статус Кво», Джон Эдварде, на той самой пресс-конференции, – Джефф раньше играл с Ричи Блэкмором, Клиффом Ричардом, в группах «Деф Леппард» и «Клаймэкс Блюз Бэнд», Энди – с Джоан Арматрэйдинг, Крисом де Бергом, Майком Чэпменом, имеет сольные пластинки. Я тоже играл в «Клаймэкс Блюз Бэнд», а также с Тиной Тернер, Сэнди Шоу, в «Дэкси'с Миднайт Раннерс» – всех и не упомнить...»

«Наше нынешнее турне началось в декабре 1987 года, после гастролей в СССР мы планируем записать новую пластинку, а потом продолжим концерты, – сообщил Рик Парфитт. – В Москву мы привезли программу, состоящую из наиболее успешных хитов, – на сегодня это наша стандартная программа, с ней мы выступаем по всему миру, не только у вас».

Ну что ж, на мой взгляд, концерты удались. Мы услышали и «Кэролайн» («Caroline»), и «Рок по всему миру», и «Вниз, вниз», и «Бумажный самолетик» («Paper Plane»), и несколько классических рок-н-роллов, и, конечно, «Ты теперь в армии». Напор и энергия, с которыми выступают «Статус Кво» на сцене, просто поражают. Публика узнавала любимые композиции по первым же тактам, демонстрируя отменное знакомство с репертуаром гостей, и дружно подпевала (причем делала это весьма слаженно и мелодично – или, может быть, мне просто повезло, и именно на «моих» концертах подобрались зрители с абсолютным слухом и изрядным знанием английского языка?). Нельзя не сказать и о том, что, если не считать прекрасной усилительной аппаратуры и освещения (вполне, впрочем, традиционного), группа не пользуется никакими специальными эффектами (вроде сногсшибательных нарядов, пиротехники, лазеров, дымов и т. п.), достигая блестящего результата исключительно за счет молодого (даже у ветеранов) азарта и высочайшего профессионализма. «Живое» звучание ансамбля на сцене практически неотличимо от студийных записей, а добиться этого невероятно трудно. Достойна восхищения исключительная слаженность – и это несмотря на присутствие в коллективе двух хоть и опытных музыкантов, но все же новобранцев.

«Мы работаем ежедневно и помногу, – говорили они на пресс-конференции, – ведь мы профессионалы и считаем своим долгом дать зрителю за его деньги максимум того, что можем. Советский Союз – очень интересная страна, особенно сейчас, когда у вас происходят реальные перемены. Мы даже привезли с собой жен и детей...»

Уместно отметить, что каждый из концертов имел свое лицо, группа и в ходе гастролей продолжала работать над программой, заменяла одни песни другими, совершенствовала оформление сцены и освещение.

Конечно, музыка «Статус Кво» не самая сложная, утонченная и изысканная. Шлягерные интонации порой заставляют вспомнить прямо-таки деревенские частушки, и тогда ждешь, что артисты вот-вот пустятся вприсядку; простота мелодий и ритма иногда граничит с примитивностью; аранжировки некоторых песен, начинаясь каким-нибудь эффектным ходом, не имеют, как правило, достойного продолжения и потому кажутся несколько монотонными. Но в целом веселая, боевая, задорная, энергичная музыка ансамбля, энтузиазм и профессионализм его участников впечатляют. И, судя по реакции зала, не меня одного...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Одиночество вратаря

Владимир Мышкин об особенностях игры в воротах

Панорамное зеркало

О новом фильме Владимира Хотинеко

Депутат по разнарядке

Или народный избранник по совести