Когда Рая Панкратова получила телеграмму о тяжёлой болезни отца, её соседки по комнате серьёзно встревожились:
- Езжай скорее да сразу напиши нам, как он там! Старый человек, ты уж будь повнимательней!
- Да нет, он не очень старый, - печально отвечала Рая. - А вот всё болеет и болеет, даже врачи не знают, что с ним делать... Собирая подругу в дорогу, девушки готовились к отъезду и сами. Ещё зимой было решено первые дни весенних каникул провести на подшефной Екатериновской лесозащитной станции.
- Опять без Раи поедем, - горевали девушки, - на Фёдоровскую лесозащитную станцию тоже без неё ездили.
- Что же поделаешь? - ответила Вера Фомина. - Это с кем угодно может случиться...
- Конечно, причина уважительная... Отец болен...
- Хорошо, что хоть экзамены успела сдать, - говорили ей на прощанье подруги. - А стипендию твою мы сейчас же вышлем.
Сделано было всё, чтобы Рая не задержалась. И вот она, подавленная заботами о любимом отце, села наконец в поезд, идущий на Кирсанов. А на душе у подружек было неспокойно. Они чувствовали, что поступили с Раей не совсем хорошо. Дело в том, что за день до её отъезда пришло письмо из Кирсанова, которое девушки так ей и не вручили. Ведь в письме могло быть самое плохое известие. Как перенесёт его Рая, сможет ли она в таком состоянии тронуться в путь? Тем более, что билет у неё уже в кармане.
Письмо от Раи спрятали и стали думать, как быть. Одни говорили, что письмо надо ей отдать. Другие не соглашались с этим и доказывали своё: пусть Рая узнает обо всём на месте. Легко ли в поезде, среди незнакомых людей, переживать большое горе! Так она и уехала, не узнав, о чём пишут из дома. И это очень беспокоило подруг.
И вдруг кому - то пришла в голову мысль прочитать это письмо. Если с отцом всё благополучно, извиниться потом перед Раей. Если что - нибудь случилось, немедленно послать ей телеграмму, ободрить хоть словом, если нельзя в этот момент лично высказать ей самую трогательную заботу.
Последнее решение показалось всем правильным.
Письмо было вскрыто и прочитано вслух. После чтения девушки растерянно переглянулись.
- Не может быть! - сказала Тоня Курикова и, взяв письмо, стала читать сама.
После второго чтения девушки зашумели:
- Это же обман!
- Какая подлость!
- Так вот, почему она за неделю до телеграммы поговаривала, что отец её прихварывает! Этого так оставить нельзя!
Письмо ходило по рукам, его перечитывали вновь и вновь. Не верилось, не хотелось верить в то, о чём было в нём написано.
Автором письма оказался сам отец Раи, работник кирсановской фабрики «Победа» Панкратов. Он был здоровёхонек, а «болезнь» была придумана родителем по просьбе дочери. «Телеграмму, которую ты просила, я послал, как и прежде», - сообщал Рае отец.
Дальше он делился с дочкой своими переживаниями:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Читатели журнала «Смена» обсуждают статью А. Первенцева (см. №№ 1, 2 за 1953 год)