Яшпал - один из видных прогрессивных писателей Индии. активный борец за мир. Он дважды - в 1952 и 1955 годах - посетил Советский Союз и написал о своей поездке книгу. Перу Яшпала принадлежит большое количество рассказов, ряд романов, пьес, очерков.
Его величество шахиншах очень любил справедливость, о чем в один голос твердили его фавориты.
Прославление его справедливости доставляло великому владыке истинное наслаждение, гораздо большее, чем то, которое он испытывал, скользя в полузабытьи по струнам сазы. Даже синее небо глаз его жены бегам Нур - е - Харам не могло доставить шахиншаху, опьяненному легким вином, такого наслаждения. Он чувствовал себя высшим существом, каким не может быть никто иной. Ведь за справедливость люди будут помнить его даже тогда, когда он отойдет в иной мир. Он будет бессмертен!
Шахиншах захотел стать еще более справедливым. Рассуждая об этом, он решил, что ни один бедняк не должен быть обойден его праведным судом. Неважно, имеют ли его подданные хлеб, - правосудие они получат! Ведь кормить народ - дело всевышнего, а вершить правосудие - дело земного владыки. Пошлет всевышний хлеб или нет - земной владыка совершит правосудие!
Затем шахиншах подумал: «Вообще - то для поддержания порядка и справедливости по всей стране мною назначены судьи, муллы, надсмотрщики и другие чиновники. Но ведь они, в конце концов, тоже люди, их душа доступна своекорыстию и пристрастию, и они могут поступить несправедливо. Долг шахиншаха - оберегать народ от несправедливости судей, мулл и надсмотрщиков».
Его величество шахиншах знал, что проникнуть к нему простым людям трудно: в его дворце, начиная от входа до приемного зала, стоит стража с обнаженными мечами. Поэтому шахиншах отдал приказ подвесить у окна его покоев большой колокол.
По приказу его величества в городе стали бить в барабаны, провозглашая:
- Слушайте все! Указ владыки страны, наместника аллаха на земле!... Каждый подданный, будь он знатный или простой человек, сим уведомляется, что из окна опочивальни великого шахиншаха, владыки мира, прибежища народа, спущен колокол. Если кто - нибудь захочет искать правосудия, пусть ударит в этот колокол и изложит свою жалобу самому владыке мира!
Этот указ очень встревожил шахских чиновников, судей и мулл. Они тотчас бросились к верховному судье и принялись жаловаться:
- Если шахиншах сам будет вершить правосудие, так что же делать судьям, муллам, чиновникам?
Верховный судья лишь посмеялся над глупостью своих подчиненных:
- Скажите, от кого зависит, зазвонит ли колокол справедливости? На ком лежит обязанность охранять его, а?.. На нас, слугах его величества! Его величество шахиншах охраняет страну, а мы охраняем его священную особу и его колокол, так что... сами разумейте!
Судьи, муллы и чиновники, восхищенные умом и опытностью главного судьи, почтительно поклонились ему, благодаря за наставление.
И вскоре для охраны колокола, повешенного во имя торжества справедливости по приказу шахиншаха, была поставлена вооруженная стража. А сам шахиншах, сидя в своих покоях, пил из хрустальных пиал охлажденное льдом вино, которое собственноручно подносила ему бегам Нур - е - Ха - рам.
Проходили дни, недели, но в колокол правосудия никто не звонил. И шахиншах был удовлетворен: в его государстве нет несправедливости.
Однажды вечером, погрузив всю поклажу на своего быка, дхо - би Будхава возвращался с реки домой. Он очень устал и поэтому, забыв привязать быка к столбу, сразу вошел в дом и заснул.
Бык, пользуясь случайно представившейся свободой, пошел куда глаза глядят. Вскоре он забрел на рынок, хотел полакомиться патокой, куски которой были разложены перед одной из лавок, но торговец при виде такой дерзости непрошеного гостя схватил палку и огрел быка по спине, посылая проклятия по адресу его хозяина. Бык побрел дальше, В конюшне какого - то богача он попытался отведать свежей зеленой травы. Но слуги угостили его кнутами и выгнали прочь.
Наслаждаясь нежданной свободой, бык Будхавы бродил по городским улицам и базарам. На его спине появлялись все новые и новые следы от ударов хлыстов и палок, но он не обращал на это внимания, шел и шел и наконец достиг стен шахского дворца. Увидев спущенный из окна колокол, принял его в темноте за какой - то лакомый кусок и потянулся к нему.
Стражники, приставленные для охраны колокола справедливости, дремали: ведь они охраняли колокол от людей, которые пожелали бы искать правосудия, а до животных им не было никакого дела.
Едва бык коснулся колокола, раздался гул. Стражники всполошились. Но тут же послышался голос слуги, который дежурил у окна шахской опочивальни в ожидании сигнала колокола:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.