ОКОЛО сотни писем - откликов получено редакцией по поводу переписки комсомолки Мери и комсомольца Дубилета, опубликованной в № 10 «Смены» под заглавием «Возмущение лакированной».
Возобновим в памяти читателей обстоятельства дела. В № 4 «Смены» за 1929 год была напечатана корреспонденция Дубилета «Комсомол или старичок?» В ней автор рассказывал о некоей комсомолке Мери, которая в поисках разнообразия, уюта «и интересного общества» пришла к такому выводу: «Нам, женщинам, связываться с комсомольцем нет никакого смысла. Другое дело «зацепить» какого - нибудь «старичка».
В ответ на заметку в «Смене» Мери обратилась к Дубилету с письмом, в котором она высказала свое возмущение его критикой. Дубилет ответил своей корреспондентке. Оба эти письма и были опубликованы в «Смене» (№10) под заглавием «Возмущение лакированной».
Приводим основные положения, высказанные Мери в ее письме: 1) стихотворением неизвестного автора Мери жалуется на свое одиночество «пустыней мир мне стал... Одна среди невзгод и жизненной тревоги... прошла по скользкой я дороге, вращаясь средь нахалов и невежд»... 2) Мери утверждает, что «как женщина она, все равно, обречена на беспартийность», 3) она отвергает мысль о брачном союзе с комсомольцем; «они - пусты и легкомысленны, не способны по своей ветрености и развращенности создать уют не только для девушек, которые связываются с ними, но и для самих себя».
Письмо Мери интересно тем, что оно внешние признаки лакированности - чрезмерное пристрастие к моде, стремление выделить себя как человека «благородной породы» и брезгливое отношение к «смертным» - расширило целой системой настроений и взглядов, т.е. подвело идеологический базис под понятие «лакированности». Поэтому оно и было поставлено редакцией на дискуссию.
Как же отнеслась комсомольская общественность читателей «Смены» к попытке Мери оправдать себя?
ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ТТ., ОТКЛИКНУВШИХСЯ НА ПЕРЕПИСКУ Мери и Дубилета, ОСУЖДАЮТ МЕРИ, и лишь отдельные отклики берут ее под свою защиту. Насколько основательны и справедливы те и другие?
Мы не будем приводить те отклики, содержание которых сводится только к требованиям исключить Мери из комсомола. Интересны те отклики, которые, не менее строго осуждая Мери, вместе с тем анализируют понятие «лакированности». Выдержки из этих откликов, расположенные в известной системе, как бы составляют маленькую энциклопедию комсомольской оценки явления лакированности.
В чем основной порок лакированных?
На этот вопрос интересно отвечает тов. КАЦНЕЛЬСОН (г. Могилев):
«У Мери и у подобных ей притупилось комсомольское чутье; классовые интересы они замазывают пудрой и помадой, общественную работу они прикрывают словами: ноли судьбе угодно»... «боже мой», «ради бога» и т. д., и для комсомола они стали уже чужды. Но не исключением Мери из комсомола исчерпывается вопрос. Факт слабой работы наших организаций с социально близкой к нам прослойкой молодежи, которую мы выдвигаем на работу и которая потом от нас отходит - налицо».
Многие товарищи обратили внимание на странный смысл стихотворения в письме Мери, которое она привела, как отвечающее ее настроениям, и которое, по справедливому замечанию тов. А. ПЕЧУРИНОЙ (г. Камышин), «разоблачает Мери до такой степени, что, как в зеркале, отражает все ее недостатки».
«Что значат слова: «Пустыней мир мне стал и в мире я одна?» - спрашивает тов. ФИЛЕЕ (г. Сталинград), цитируя это стихотворение. - Какой пустынный мир? Где он? Уж не в Советском ли Союзе? Не в Москве ли? Неужели Мери воображает себя Робинзоном на каком - то необитаемом острове? А еще дальше Мери захлебывается словами: «Бесплодно лучшие загубленные года»... Что значат эти слова? Неужели Мери считает прошедшие годы своего нахождения в комсомоле напрасно потраченным временем? Неужели?
Мысль тов. Фалева заостряет тов. ПОЛЫНИН (гор. Марганец):
Кто из стойких подлинных пролетариев скажет, что мир для него - пустыня? Кто из стойких подлинных комсомольцев скажет, что вся жизнь исчерпана, все счастье пережито? Для кого исчерпана жизнь? Кто отжил свое счастье?
Вполне отчетливые формулировки даны товарищами и на этот вопрос, в котором Мери безнадежно запуталась.
«От девушки никем не требуется того, чтобы она ходила грязная, оборванная и т. д. Нуль - тура наша заключается в чистоте тела, в опрятности одежды, но не в «модах» и «манерах», которые существуют с целью привлечения «купцов на товар».
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.