Спор о лакированных

опубликовано в номере №130, июль 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

ОКОЛО сотни писем - откликов получено редакцией по поводу переписки комсомолки Мери и комсомольца Дубилета, опубликованной в № 10 «Смены» под заглавием «Возмущение лакированной».

Возобновим в памяти читателей обстоятельства дела. В № 4 «Смены» за 1929 год была напечатана корреспонденция Дубилета «Комсомол или старичок?» В ней автор рассказывал о некоей комсомолке Мери, которая в поисках разнообразия, уюта «и интересного общества» пришла к такому выводу: «Нам, женщинам, связываться с комсомольцем нет никакого смысла. Другое дело «зацепить» какого - нибудь «старичка».

В ответ на заметку в «Смене» Мери обратилась к Дубилету с письмом, в котором она высказала свое возмущение его критикой. Дубилет ответил своей корреспондентке. Оба эти письма и были опубликованы в «Смене» (№10) под заглавием «Возмущение лакированной».

Приводим основные положения, высказанные Мери в ее письме: 1) стихотворением неизвестного автора Мери жалуется на свое одиночество «пустыней мир мне стал... Одна среди невзгод и жизненной тревоги... прошла по скользкой я дороге, вращаясь средь нахалов и невежд»... 2) Мери утверждает, что «как женщина она, все равно, обречена на беспартийность», 3) она отвергает мысль о брачном союзе с комсомольцем; «они - пусты и легкомысленны, не способны по своей ветрености и развращенности создать уют не только для девушек, которые связываются с ними, но и для самих себя».

Письмо Мери интересно тем, что оно внешние признаки лакированности - чрезмерное пристрастие к моде, стремление выделить себя как человека «благородной породы» и брезгливое отношение к «смертным» - расширило целой системой настроений и взглядов, т.е. подвело идеологический базис под понятие «лакированности». Поэтому оно и было поставлено редакцией на дискуссию.

Как же отнеслась комсомольская общественность читателей «Смены» к попытке Мери оправдать себя?

ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ТТ., ОТКЛИКНУВШИХСЯ НА ПЕРЕПИСКУ Мери и Дубилета, ОСУЖДАЮТ МЕРИ, и лишь отдельные отклики берут ее под свою защиту. Насколько основательны и справедливы те и другие?

Осуждаем!

Мы не будем приводить те отклики, содержание которых сводится только к требованиям исключить Мери из комсомола. Интересны те отклики, которые, не менее строго осуждая Мери, вместе с тем анализируют понятие «лакированности». Выдержки из этих откликов, расположенные в известной системе, как бы составляют маленькую энциклопедию комсомольской оценки явления лакированности.

В чем основной порок лакированных?

На этот вопрос интересно отвечает тов. КАЦНЕЛЬСОН (г. Могилев):

«У Мери и у подобных ей притупилось комсомольское чутье; классовые интересы они замазывают пудрой и помадой, общественную работу они прикрывают словами: ноли судьбе угодно»... «боже мой», «ради бога» и т. д., и для комсомола они стали уже чужды. Но не исключением Мери из комсомола исчерпывается вопрос. Факт слабой работы наших организаций с социально близкой к нам прослойкой молодежи, которую мы выдвигаем на работу и которая потом от нас отходит - налицо».

Смысл философии Мери

Многие товарищи обратили внимание на странный смысл стихотворения в письме Мери, которое она привела, как отвечающее ее настроениям, и которое, по справедливому замечанию тов. А. ПЕЧУРИНОЙ (г. Камышин), «разоблачает Мери до такой степени, что, как в зеркале, отражает все ее недостатки».

«Что значат слова: «Пустыней мир мне стал и в мире я одна?» - спрашивает тов. ФИЛЕЕ (г. Сталинград), цитируя это стихотворение. - Какой пустынный мир? Где он? Уж не в Советском ли Союзе? Не в Москве ли? Неужели Мери воображает себя Робинзоном на каком - то необитаемом острове? А еще дальше Мери захлебывается словами: «Бесплодно лучшие загубленные года»... Что значат эти слова? Неужели Мери считает прошедшие годы своего нахождения в комсомоле напрасно потраченным временем? Неужели?

Мысль тов. Фалева заостряет тов. ПОЛЫНИН (гор. Марганец):

Кто из стойких подлинных пролетариев скажет, что мир для него - пустыня? Кто из стойких подлинных комсомольцев скажет, что вся жизнь исчерпана, все счастье пережито? Для кого исчерпана жизнь? Кто отжил свое счастье?

О культурности и лакированности

Вполне отчетливые формулировки даны товарищами и на этот вопрос, в котором Мери безнадежно запуталась.

«От девушки никем не требуется того, чтобы она ходила грязная, оборванная и т. д. Нуль - тура наша заключается в чистоте тела, в опрятности одежды, но не в «модах» и «манерах», которые существуют с целью привлечения «купцов на товар».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 5-м номере читайте о жизни и творчестве писателя Вениамина Каверина, о русском поэте с турецкими корнями, учителя и наставника членов царской фамилии, автора государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» Василии Андреевиче Жуковском, об удивительно талантливом композиторе Серебряного века Александре Скрябине,  о том, как выживали в годы войны московский и ленинградский зоопарки, об уникальном человеке, легендарном летчике-асе, дважды Герое Советского Союза Амет-хане Султане, окончание детектива Наталии Солдатовой «Канкан пожилой дамы» и многое другое.



Виджет Архива Смены