Спасательный круг

Виктор Жук| опубликовано в номере №1476, ноябрь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Энергетика — кровеносная система общественного организма. И требует она сегодня доброй половины всех общественных затрат. А завтра? Ведь источники сырья истощаются. Растет и уровень загрязненности нашего дома. Да так быстро, что вот-вот станет этот дом для жизни непригодным. Экологи утверждают: чтобы познать последствия третьей мировой войны, война, собственно, и не нужна. Просто надо еще лет 50 жить и работать так, как сейчас...

Что-то надо круто менять. Но что? Это только пенсионерам, что судачат у подъезда дома, где живет Юницкий, все ясно: убрать атомные станций и «грязные» заводы с глаз долой. Вопрос: куда? В другую область? Там тоже люди. Вообще отказаться от несовершенной энергетики? Интересно, кто на это отважится?

А рядом лежат нетронутые «горы хлеба» и «бездна могущества», о чем еще в начале века сообщил глуховатый чудак из Калуги. Раньше других людей взлетел он в мыслях над Землей и увидел: это маленькая планета с ограниченными возможностями. Но за ее пределами — практически неисчерпаемое море энергии и такие же запасы сырья. Чтобы их взять, надо выйти в космос. Но на чем? На ракете?

Есть такая статистика: если хотя бы один процент промышленной продукции будет производиться в космосе, то грузопоток на трассе «Земля — космос — Земля» составит не меньше десяти миллионов тонн в год. Осилят ли эту работу ракеты, которые весят тысячи тонн, а выводят на орбиту «маковые зернышки», не более пяти процентов стартового веса?.. Если вытащить для обозрения всю цепочку полетных потерь, то оказывается, что коэффициент полезного действия ракеты как транспорта — один процент. Стоимость доставки одного килограмма груза на такой сверхсовременной системе, как «Шаттл», составляет примерно семь тысяч долларов. Золотым станет кирпич для промышленного предприятия в космосе. Но это еще не все...

Американские ученые признали, что 85 запусков «Шаттла» в год достаточно, чтобы отходами ракетного топлива необратимо разрушить ионосферу Земли, которая заслоняет Землю от космической радиации. Добавим сюда сотни тонн вредных соединений хлора и окислов алюминия, что отравляют атмосферу во время старта. А сколько будет «съедено» кислорода... И при этом перевезут ракеты лишь десять тысяч тонн груза. Как один железнодорожный состав за один рейс.

Современные полеты — это только заглядывание в космос.

Видел недостатки ракеты и сам ее изобретатель. Циолковский искал и принципиально иные средства выхода в космос. Например, кольцевые многоэтажные поезда, что бегут по экватору. Эта идея, несомненно, имеет нечто общее с «колесом Юницкого».

Промышленность на околоземной орбите станет рентабельной, когда космический транспорт по стоимости перевозок понизится до уровня земного. Юницкий утверждает, что ОТС может обеспечивать это уже сегодня: коэффициент полезного действия линейного электромагнитного двигателя с маховиком — больше 50 процентов. Значит, стоимость перевозки одного килограмма составит... 1 рубль. Это будет самое производительное «колесо» в мире, которое к тому же работает без вредного выхлопа.

...ОТС подходит к первому космическому производственному «ожерелью». Перед стыковкой «колесо» переводится на режим, при котором тяжелый взлетный маховик тормозится, и в соответствии с законом сохранения количества движения начинает вращаться сама труба, набирая ту же первую космическую скорость, что и спутниковый пояс, вокруг Земли. И вот — легкий толчок... Есть стыковка! Начинается разгрузка «колеса» и смена вахты, которую несут земляне на орбитальных станциях — промышленных предприятиях и научных лабораториях.

Одним рейсом «колесо» вывело в космос миллионы тонн грузов. Среди них — материалы для монтажа солнечной электростанции мощностью в 100 миллионов киловатт. Этой энергии хватит для сталеплавильных заводов — частицы того «грязного» производства, что переносится с Земли в космос. В остальных контейнерах — мусор, который невозможно утилизовать на Земле. В том числе радиоактивные отходы. Они будут захоронены в космосе... А рабочих, которых сменяет очередная вахта, ждет возвращение на Землю. С помощью ученых очищаются от загрязнения воздух, суша, вода. Раны затягиваются. Это возможно, пока они не смертельны. Земля постепенно становится местом отдыха людей, их радости и созерцания...

...Вот такие «опоры» подвел под свои фантазии Юницкий. После чего, окрыленный, направил заявку на регистрацию проекта в Госкомизобретений. Ему казалось, что речь идет о приоритете всей нашей страны. Ровно через два месяца Анатолий получил отказ из отдела предварительной экспертизы: заявка не прошла самый первый барьер. Контрдоводы эксперта: предлагаемое сооружение не имеет прецедента, его попросту не с чем сравнить. Заявка же оформлена на уровне идеи, в то время как защите подлежат только технические решения. Наконец, откуда это вы, молодой человек, собираетесь взять необходимые для строительства денежные средства, стройматериалы, металл, электроэнергию?..

Что было делать Юницкому? Обидеться на рутинера-эксперта и на весь белый свет, не признавший своего благодетеля? Юницкий обиделся... на себя. Идея, как и человек, чего-то стоит, когда может защищаться. И он решил «вооружаться».

Сменил работу. Перешел в институт механики металлополимерных систем, имеющий в городе репутацию творческого центра. После этого шага его зарплата стала на полсотни меньше. И дома состоялся еще один памятный разговор.

Во второй заявке, которая была составлена через год, Юницкий не просто изложил принципиальную схему, но и обосновал многие конструктивные особенности «колеса». А также попытался ответить на «дополнительные вопросы» эксперта. Во-первых, где взять столько металла? Ведь его понадобится как минимум сорок миллионов тонн. Но наша страна выплавляет ежегодно 150 миллионов тонн. А сколько металла расходуется во всем мире? Подсчитано, что только «цепочкой» из имеющихся на Земле легковых автомобилей — их 500 миллионов штук — можно обернуть планету по экватору чуть ли не 50 раз. А ведь автомобили разных марок строить куда сложнее, чем участки однотипной «трубы». Хватит на Земле и остальных стройматериалов. Труднее с энергией. Для одного рейса «колеса» к нему пришлось бы ненадолго подключить электростанции всего мира. Это сегодня. Но, судя по прогнозам, к началу будущего века необходимая для взлета ОТС энергия составит лишь один процент той, что будет вырабатываться на Земле.

Но главный вопрос: где взять средства на такое сооружение? Простейший грузовой вариант ОТС — когда в космос выводится один маховик с полезной нагрузкой — обойдется в 200 миллиардов долларов. Даже если эти затраты быстро окупятся, ясно, что одной стране они не по карману. Хотя... Только США планируют израсходовать на военные нужды в ближайшие пять лет два триллиона долларов.

ОТС вместо СОИ! Монополии-подрядчики получат куда больше прибыли, ведь их средства будут вложены в своеобразное промышленное предприятие с полезной отдачей. Перевести военно-космическую промышленность на мирные рельсы будет не так уж сложно: для ОТС понадобятся те же радары, компьютеры, защитные покрытия...

Единая земная энергетическая и транспортная артерия, общепланетный территориально-производственный комплекс, который поможет освоению океана, сближению в уровнях развития стран северного и южного полушарий, предотвращению глобальных кризисов, — все это ОТС. Словно становой хребет нашей матушки Земли.

Есть все технические возможности начать такое строительство даже сегодня. Только бы все страны смогли договориться.

«Бездна могущества» из космоса — это прежде всего дешевая и экологически чистая энергия — освободит людей от изнуряющего рутинного труда. Сбудется мечта Циолковского: осваивая космос, человечество усовершенствует себя.

На этот раз заявка выглядела как кандидатская диссертация: 60 машинописных страниц, 20 чертежей, формулы, таблицы... И отказ Юницкий получил с более высокой ступеньки Госкомизобретений — из ВНИИ патентной экспертизы. Прочитал он общие слова и решил, что эксперт его попросту не понял. Поехал в Москву. С трудом пробился к автору вежливого отказа. Тот посмотрел на Анатолия с сожалением:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мы плыли по течению

Размышления бывшего бюрократа