Аэро - трамвай инженера Лора, намеченный к постройке между Парижем и его пригородом Сен - Дени (проект).
ШЛЕТ НАЗАД несложный транспорт сводился к конной тяге на суше и парусам на воде. Дилижансы за рубежом и «перекладные» в России колесили по грубо мощеным, или совсем не мощеным дорогам. Надо было дней 10, чтобы добраться от Москвы до Киева, океанские парусные суда уходили в месячные рейсы.
100 лет назад впервые был применен пар в виде движущей силы, и народились железные дороги и пароходы. Первые локомотивы пожирали массу угля и развивали мало энергии. Так, надо было сжечь 4,6 кг угля, чтобы получить 400 грамм пара, а требовалось развить 27,2 кг пара, чтобы получить 1 лошадиную силу.
Маленькие паровозы дымили, пыхтели, с трудом тащили 4 - 5 вагончиков. А скорость была такова, что лошади зачастую перегоняли поезд.
Прошло 100 лет и мощные гиганты - паровозы сжигают всего 800 грамм топлива для получения 400 грамм пара и достаточно 5,9 кг пара, чтобы получить 1 лошадиную силу.
Ту же эволюцию пережили и пароходы. Первые колесные пароходики с трудом боролись с водной стихией, затем были изобретены винтовые пароходы, размеры пароходов стали расти и дошли до того, что разные «Атлантики», «Мажестики» и т. д. увозят на своем борту население целого уездного города.
Последние американские локомотивы представляют собой настоящее чудо техники. Интереснее всего усовершенствование, дающее возможность набирать воду на ходу, ибо остановки требуют много лишнего топлива. В определенных местах пути между рельсами устроены желоба - резервуары, наполненные водой, размером в 300 метров, а над тендером паровоза укреплена труба, направленная раструбом в сторону движения.
Паровоз замедляет ход с 65 км в час на 50 км и набирает воду. Около 100 лет назад паровозы Купера принуждены были везти с собой 2 бочонка воды, иначе поезд не мог сделать перегона от станции до станции.
Но мы стоим вновь на рубеже новой смены движущей энергии в вопросе транспорта: в замене пара электричеством, паровоза - электро - тепловозом, котлов - двигателем внутреннего сгорания.
По крайней мере, Ллойд - это первое в мире пароходное общество - объявил, что более 1/3 вновь заказанных судов - будут не пароходного, а моторного типа.
Необходимо отметить, что нельзя смешивать понятия - моторное судно и моторная лодка.
Моторная лодка движется при помощи газолиновых моторов по тому же принципу, как и автомобили. Моторные суда совершенно отличны от них и по размерам, и по типу, и по силе, и по принципу.
На 1 - м из крейсирующих уже между Англией и Америкой моторном судне «Аоранжи» 4 мотора, приводя в движение 4 пропеллера, развивают 17.000 лошадиных сил и делают только 127 оборотов в минуту. Это судно имеет 23.000 тонн водоизмещения.
Топливом для этих судов является нефть, которая значительно дешевле газолина. Но дешевизна топлива не единственная выгода нового типа судов. На пароходах в машинном отделении машины занимают в 3 раза больше места. И эта экономия места на новых судах может быть использована для перевозки грузов.
Затем численность экипажа сокращается, и радиус движения значительно увеличивается по сравнению с пароходами. Все эти преимущества поведут к удешевлению тарифа, и старые типы пароходов не смогут уже конкурировать с новыми «теплоходами».
Что же произойдет с локомотивами? Уже во многих местах начали переходить от угля к электричеству. Ведь, уголь пожирается паровозом беспощадно: стоит ли он на месте, на ходу ли он, - все равно тонны угля наполняют его тендер.
Поэтому несколько американских линий перешли уже на электричество, как например, линия между Нью-Йорком и Гартфордом, затем в Швейцарии, Испании. В Индии - Бомбейская линия уже переделывается по новому типу.
Стоя на месте, электрический локомотив не расходует ни топлива, ни энергии - и в этом его преимущество, которое тоже ведет к удешевлению тарифов.
Намеченные к сооружению электро - локомотивы в Америке колоссальны по размерам. Такой локомотив весит 340 тонн (тонна - 1000 кг), имеет в длину 40 метров, в ширину 31/2 метра и в вышину 5 метров. На нем установлено 16 двигателей по 250 лошадиных сил, соединенных с 16-ю парами движущихся колес; такой локомотив легко берет свыше 150 вагонов.
Но этот американский Дизель - локомотив не является единственным в своем роде: Англия и Германия конструируют свои типы и Сов. Россия тоже не отстает. Наш тепловоз дает 1200 л. с.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Ленинград, фабрика «Красный Маяк»
О покушении на тов. Ленина
Из истории гражданской войны на Украине