Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты таков, - так учит нас очень старая и очень верная пословица. Но к этой пословице можно было бы присоединить другую, если и не совсем старую, то тоже очень верную: - Скажи мне как ты развлекаешься, и я скажу, кто ты таков.
Тот, кто хочет познать нарождающуюся ныне на шестой части света новую культуру, тот, кто хочет сравнить эту культуру с четко выраженным в ней социалистическим характером со старой умирающей культурой капиталистического строя, - тот не может обойти молчанием вопрос: как развлекаются широкие народные массы у нас и в капиталистических странах. Ибо потребность развлечения, - это очень острая, весьма конкретная социальная потребность, и на службу этой потребности привлекаются целые армии людей (известно, что в одном Нью - Йорке ежевечерно десятки тысяч людей выполняют разнообразнейшие функции, связанные с работой развлечения широких масс) на удовлетворение этой потребности затрачиваются громадные суммы денег...
Самые формы развлечения по внешности одинаковы, - и на капиталистическом западе, и у нас. И тут и там широкие массы развлекаются в кино, в театре, на спортивных площадках, слушая радио, совершая массовые прогулки. Но глубоко различно существо, внутренний смысл этих одинаковых по форме развлечений, и в этом различии глубоко запечатлелось различие общественного строя, различная мораль, различная духовная культура. Странным для нас должно показаться, как много места отводится в процессе развлечения в капиталистических странах - «половому вопросу» . Этот вопрос очень много места занимает и в нашем быту духовном, но в каком смысле? Он не служит для целей развлечения, мы относимся к нему весьма серьезно, он обсуждается в нашей литературе, он является предметом бесчисленных диспутов; честно и горячо пытается наша молодежь найти наилучшие пути разрешения его, такие пути - чтоб не страдали ни мужчина, ни женщина... Часто ошибаемся мы, проделываем, быть может, слишком рискованные опыты, попадаем в логические и бытовые тупики... Но неизбежно это все связано с процессом исканий, и во всяком случае никто не помышляет у нас об эксплуатации полового вопроса, различных сторон его для каких - то посторонних целей.
А на Западе?
Совершенно иная открывается перед нами картина.
В духовных центрах Запада, на улицах Берлина, Парижа, Лондона, Нью - Йорка вы не найдете афиш, извещающих вас о диспуте на тему полового вопроса... Помилуйте - раньше всего эти темы - темы единобрачия, многобрачие, уж не говоря о вопросах, касающихся зачатия, аборта - считаются неприличными - во всяком случае неприличными для широких масс, если они и обсуждаются - то в узких кружках специалистов. Да и самые слова - в роде «аборт», «проституция» - считаются неприличными, над ними висит тяжелый покров «половой тайны» . Но помимо того, - эти вопросы считаются и неинтересными, или интересными только с точки зрения « общественного скандала» . И это отношение к половому вопросу называется «охраной общественной нравственности» . Но в то же время, что является идейным содержанием сотен и тысяч массовых народных, популярных театров и театриков, разбросанных и в аристократических, и в буржуазных, и в рабочих районах столиц Запада? Также «половой вопрос» - но в совершенно особом каком - то представлении... А именно, посредством демонстрациии!... голоножия.
Репертуар этих театров состоит не из драм, комедий, опер. Только так называемые ревю - обозрения показываются там. И бесцельной задачей было бы искать какую - либо выдумку, какой - либо сюжет, вообще содержание в этих ревю.
Весь их смысл, во - первых, в шикарной постановке, во всяких сценических фокусах, но, главным образом, в показе наибольшего количества красивых девушек с оголенными красивыми ногами. Чем больше девушек, чем больше голых ног на сцене, тем удачнее считаются ревю. Но что же делают эти девушки на сцене? Почти ничего. Дрыгают ногами, имитируя танцы, и поют бессмысленные куплеты со скабрезными намеками. Конечно, получают эти девушки нищенскую плату, но зато может каждая из них рассчитывать на «продвижение» по общественной лестнице - найти среди зрителей выгодного клиента.
Голоножие вообще является значительным фактором в духовной жизни Запада. Там не устраивают конкурсов на лучшую избу - читальню, но очень часты зато конкурсы красивых женских ног. Эти конкурсы устраивает какая - либо газета, или театр, обставляются они с большой роскошью, в качестве жюри привлекаются самые широкие, слои зрителей - представители всех общественных классов, - в большинстве случаев мелкой буржуазии... Вместо диспутов о социальном значении брака организуются диспуты с практической демонстрацией о красоте голых женских ног. А иногда о фасоне женских панталон. Бывает подчас, что какая - либо очень густо сделанная выставка женских ног, или женского белья привлекает внимание поборников «общественной нравственности» .
Выставка запрещается, возникает сенсационный процесс, который служит, в конечном счете лишь рекламой для данного театра...
Но почему занимает «голоножие» - во всех его видах и формах - такое видное место в развлечениях гражданина капиталистической страны? Старый закон: гони природу в дверь, она влетит в окно... Именно, благодаря общественному лицемерию, которое проповедуется христианской религией, и которое является необходимой на - стройкой капиталистического строя, благодаря существованию буржуазной морали, запрещающей откровенное обсуждение половых проблем, - массовый обыватель стремится связать свою потребность в развлечении - в кино, в театре - с желанием насладиться «запретным плодом» - созерцанием голой женской ноги. Совершенно естественно, что вопросы пола играют громад - ную роль в психике каждого человека, и там где невозможно открытое, общественное их об - суждение, - там возникает « тайна пола» , и как результат ее - тяга к голоножию. А скажи нашему комсомольцу - пойдем сегодня в театр, или в кино, на предмет наслаждения голоножием, - он, пожалуй, и не поймет в чем дело; ему и в голову не придет, что женские ноги могут служить чем - то в роде лакомой приманки для зрителя. А если он уж особый любитель, то может насмотреться на них любом количестве на спортивной площадке... На Западе и это невозможно: в большинстве случаев женские спортивные организации там отделены от мужских, совместные спортивные игры и развлечения, за исключением особо торжественных случаев, какой - либо олимпиады, - там не в моде.
Но не этим только отличается спорт, как массовое развлечение на Западе от спорта у нас.
Заметьте раньше всего, что спорт на Западе мало доступен рабочей молодежи. И там существуют, конечно, рабочие спортивные организации, но они сравнительно малочисленны, и играют роль пасынков по сравнению с буржуазными организациями. В капиталистических странах организационными ячейками спорта во всех его видах являются частные клубы.
Совершенно ясно, что это в большинстве случаев буржуазные клубы, участие в которых недоступно не только рабочему, но и мелкому буржуа: спорт превращается, таким образом, в развлечение для немногих. И это положение усугубляется еще тем обстоятельством, что спорт в буржуазных странах в значительной степени находится в руках профессионалов. Засилие профессионалов обращает спорт из развлечения в своеобразную отрасль промышленности. Состязания профессионалов во всех видах спорта происходят достаточно часто, но в виду высокой входной платы, лишь очень небольшие круги любителей спорта могут быть зрителями этих состязаний...
И затем еще один момент: на Западе спорт неразрывно связан с денежным азартом. Ни одно состязание - будь то футбол, лаун - теннис, гребля, легкая атлетика, бега или бокс не проходят активного участия тотализатора.
А там, где вступает в дело денежный азарт, жажда легкой наживы, - там уж, конечно, нет места спорту ради спорта, и это развлечение является, таким образом, в корне отравленным.
И, наконец, в буржуазных странах особо культивируются такие виды спорта, какие рассчитаны на самые низменные, жестокие инстинкты. Это относится к боксу, так распространенному Англии и Америке, а после войны - и во Франции... Чем привлекателен бокс для западных зрителей? Отнюдь не эстетической своей стороной, которая, кстати сказать, не так уж значительна в искусстве бокса. Раньше всего, громадную роль в популярности бокса играет денежный азарт с ним связанный. Состязание сколько-нибудь видных боксеров порождает безумную лихорадку пари, в которых участвуют самые широкие слои населения. Но, кроме того, притягательная сила бокса тесно связана с хищными инстинктами. Нужно присутствовать на боксе, нужно видеть эти жадные глаза, эти широко раздувшиеся ноздри, сладострастно вдыхающие запах крови, нужно слышать эти голоса, рычащие - добей его, - быть свидетелем недовольства, которое охватывает зрительную залу, когда « мало крови» , когда недостаточно жестоки удары, когда держатся на ногах оба противника, чтобы понять, какие эмоции вызывает бокс...
И еще одно: еще больше, чем другие виды спорта, служит бокс для разжигания самого низменного, самого пошлого духа национализма.
Когда несколько лет тому назад вызвал один знаменитый французский боксер мирового чемпиона, американского боксера, на состязание на первенство мира, - словно сошла с ума «вся Франция» , т.е. главным образом мелкая буржуазия. Были забыты все важнейшие экономические и политические проблемы, отошли на задний план мучительные вопросы, в течение многих дней и недель перед состязанием имя французского боксера не сходило со страниц газеты, он стал национальным героем, «представителем» Франции перед всем миром, а те, кто осмеливались сомневаться в его победе, - немедленно клялись в изменники отечеству. И когда был разбит французский чемпион - словно несчастье обрушилось на Францию, - люди горевали в полном смысле слова. Пришлось вмешаться той же буржуазной прессе, пришлось писать статьи, в которых говорилось, что Франция не погибла еще, что она, несмотря на поражение чемпиона ее, все же остается «великой нацией» , давшей миру гениев в области искусства, науки, и что тот факт, что у американца оказались кулаки сильней, чем у француза, еще не унижает французского национального достоинства...
Совершенно естественным, не подлежащим никаким сомнениям, является для нас тот факт, что развлечение должно быть неразрывно связано с обогащением в области духовной культуры. Этим принципом проникнута культурно - просветительная работа в наших клубах: наша молодежь, развлекаясь, одновременно накопляет запас новых знаний, обогащает себя неизведанными эстетическими эмоциями... Правда, нередко перегибают у нас палку, нередко злоупотребляют учебой за счет развлечения, нередко подменяют эстетически - ценное развлечение официальной, надоевшей агиткой. Но ведь это из области практических недочетов, это не более, как болезни роста. А самый принцип использования развлечения для поднятия культурного уровня остается неизменным.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.