Хорошо, что на страницах печати поднят долгожданный разговор о судьбах молодых киноактеров, о наших судьбах. Этот разговор необходим. Хочется надеяться, что дело не ограничится одними разговорами, что будут приняты какие-то конкретные, действенные меры. Да, нам трудно. Нам трудно в нашей повседневной, будничной работе, а ведь именно в результате этой работы рождается то, что принято называть актерским мастерством и что так много значит для нас, киноактеров.
Мне хотелось бы сказать о том, что мешает нам в институте, где я учусь, - во ВГИКе.
Прежде всего - это неправильная и, на мой взгляд, даже порочная практика совместной творческой учебной работы студентов-актеров и режиссеров во ВГИКе, практика «объединенных мастерских». Если студенты-режиссеры в таких мастерских получают и необходимую практику, используя нас, актеров, и должное внимание, и опеку мастеров-преподавателей (это естественно, потому что «объединенные мастерские» ведутся. как правило, режиссерами), то студенты-актеры находятся в них на положении бедных родственников. Задачи воспитания актерского мастерства отступают на второй план перед задачами воспитания мастерства режиссерского.
А кто занимается с нами в этих мастерских? Мастера? Нет! С нами в основном ведут работу... наши же однокашники, студенты-режиссеры, которым еще самим надо учиться и учиться. Спрашивается: где, у кого, у каких мастеров-актеров могу учиться я и мои товарищи? Многому ли меня может научить мой сокурсник, не имеющий ни жизненного опыта, ни необходимых знаний, ни мастерства? А настоящих, опытных актеров-преподавателей, за исключением Тамары Федоровны Макаровой, в нашем институте нет. Нельзя винить и руководителей мастерских, режиссеров, в частности, любимого нами Михаила Ильича Ромма: ведь он режиссер, и подготовка студентов-режиссеров, естественно, ближе его сердцу.
Я считаю, что возникновение таких «объединенных мастерских» объясняется отсутствием в институте опытных мастеров-киноактеров. А ведь когда-то во ВГИКе подготовкой актеров занимались такие мастера, как Пыжова, Бибиков, Ванин и другие. Мы знаем, что тогда подготовке студентов-актеров уделялось гораздо больше внимания и выше был уровень актерского мастерства студентов.
Где вы, большие мастера? Вы нужны нам, молодым, начинающим киноактерам! Почему в театральных вузах преподают такие «звезды первой величины», как Мансурова, Орочко, Топорков, Масальский, Пашенная, Андровская, а у нас их нет? Получается, что ВГИК «сбоку припека» и до нас, киноактеров, никому дела нет!
Не удивительно, что к студентам ВГИКа относятся с некоторым недоверием и предпочитают им студентов театральных вузов и при поступлении в театр и даже при пробах на участие в кинокартинах!
При сегодняшнем уровне подготовки актеров во ВГИКе нам нечего и надеяться, что нас примут в театр после института. А ведь далеко не все окончившие ВГИК будут иметь работу на киностудиях.
Все эти вопросы нас, третьекурсников ВГИКа, очень и очень волнуют уже сейчас. Неужели ничего нельзя сделать?
Мне хотелось бы, чтобы актер кончал наш институт, если можно так сказать, с чистой творческой совестью, чтобы он в полный голос мог заявить о себе как киноактер, как художник.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.