Скажу честно, вопрос о молодых киноактерах сейчас весьма наболевший и злободневный. Мы, студенты ВГИКа, давно ждали большого и серьезного разговора, который поднял журнал «Смена». Да, недостатков в учебной работе ВГИКа хоть отбавляй. На киноактерском отделении мало, до обидного мало съемочных работ. Нас учат сниматься и... не снимают. На первом курсе не производится ни одной съемочной работы для студентов-киноактеров. На втором таких работ всего одна: маленький отрезок пленки в 120 метров. Не лучше положение и на третьем курсе. Здесь за весь год на съемочные работы студента-киноактера выделяется всего триста метров пленки, то есть одна часть полнометражной картины. Да и эта часть дается не на одного студента. Он вынужден делить ее со своими товарищами по курсу.
Не удивительно, что когда студенты приходят на киностудию, они нередко теряются. Навыков, умения работать с оператором, работать перед киноаппаратом в институте мы не получаем.
Мне хочется сказать также и о недостатках работы с молодыми актерами на киностудиях.
Допустим, актер снялся в фильме, первом самостоятельном фильме в его жизни. И фильм этот завоевал успех. Об актере заговорили. И тут же с удивительной быстротой его засыпают предложениями участвовать в съемках новых фильмов.
Ну что же, может быть, беды особой в этом нет. Плохо то, что такие предложения, как правило, исходят от режиссеров, которые возлагают больше надежд на молодого киноактера, чем на сценарий. Мол, актер имел успех, он «верная лошадка», вывезет. Сценарий откровенно слаб, зато герой молод и популярен.
Этим молодому актеру оказывается медвежья услуга. Он обречен на неудачу в посредственном фильме, а участие в фильме, где так неожиданно все надежды возлагаются на него, на его типаж, толкает его к штампам, порождает самоуверенность. Это самый страшный бич. А ведь в большинстве случаев успех молодого киноактера в первом фильме - заслуга не его самого, а хорошего сценария и талантливой режиссуры.
Молодому трудно отказаться от предложений сниматься. Скажут, что зазнался. И очень часто он вынужден давать согласие на участие в заведомо плохом фильме.
Мне кажется, немалую помощь здесь могут оказать сценаристы, которым необходимо уже при создании сценария иметь в виду кандидатуры исполнителей будущего фильма. Мне кажется, никто не станет возражать, что в этом случае результат будет наилучшим.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.