На мое место садится член комитета пробега. «Делонэ» срывается и убегает. Я остаюсь во Владимире ждать «Мерседеса», у которого сломалась рессора, и на котором сидел пресловутый член комитета - пробега.
В 7 часов утра «Мерседес» был готов к. отходу. Я сел рядом с командором. «Мерседес» рванул сразу. Если «Делонэ» похож на спокойного и крепкого коня, то «Мерседес» походит на молодого и сильного тигра. «Мерседес» проглатывает шоссе, как дракон. «Мерседес» - это машина темпераментная, с горячей и пламенной хваткой. Но вместе с тем «Мерседес» - машина нежных кровей: он любит пить чистейший бензин, без всякой примеси. И когда одна тридцатая капля воды случайно попадает в бензинный бак, «Мерседес» начинает отрывисто кашлять. Он явно начинает хиреть, и водитель вынужден часто останавливаться, - это нервирует.
Я отворачиваюсь, чтобы не видеть одну за другой настигающих нас машин. Стрелка часов движется к 9, 10, 11 часам утра. Мы идем со средней скоростью 60 - 70 километров в час. Мы часто останавливаемся. Водитель вертится около карбюратора, щупает покрышки, проверяет нагрев воды.
Перед Новгородом шоссе идет хорошее и ровное. «Мерседесу», наконец, становится стыдно, и он начинает нажимать на скорость.
Около часу дня мы, наконец, замечаем ленту финиша. Военный оркестр играет туш. Мы занимаем 15 - е место.
Лица у всех нас - участников пробега - грязные, но мы чувствуем себя бодро.
Захватывает эта бешеная скорость, спортивное желание обогнать друг друга.
Первым к финишу в Нижний пришел «Форд» типа «А». Тот самый, который будет строиться на будущем автозаводе под Нижним.
«Форд» чувствует себя победителем по праву. Он покрыл расстояние от Москвы до Нижнего, равное 450 километрам, в течение 4,5 часов, развивая скорость до 105 километров в час. Он показал прекрасную выдержку, выносливость и подтвердил правильность выбора его как нужный и подходящий для нас тип машины.
К трем часам дня к финишу прибыли почти все машины, за исключением «Катон - де - Гута», у которого на 69 километре от старта сломался валик масляной помпы. Машина вынуждена была вернуться обратно в Москву. И у нашего отечественного «Нами» сломалась рулевая сошка. «Нами» потерял направление и меланхолично въехал в канаву. Остальные две «Нами», участницы пробега, благополучно справились со своей задачей, успешно выдержав состязание с более мощными машинами.
По команде командора все машины тронулись в Сормово.
Хорошо встречали нас сормовцы. Они выслали нам навстречу свой очередной новенький сормовский паровоз, - их еженедельную продукцию. Завили машины издалека, паровоз приветствовал их мощно разливающимся в воздухе металлическим гудком. Машины отвечали ему гудением сирен.
В воскресенье мы едем парадом в Нижний. Здесь мы осмотрим место, где должен строиться первый в СССР крупнейший автозавод - гигант.
Еще не решено точно, где будет строиться завод. Есть два места под Нижним: Гнилищи и Мыза. Сейчас работают две комиссии: гидрогеологическая и геологическая. Они испытывают почву, изучают грунт, чтобы выяснить, какое из этих двух мест наиболее подходящее для будущего автозавода. Через 10 дней работа этих комиссий будет закончена.
В беседе с журналистами, участниками автопробега, член правительственной комиссии по строительству завода инженер Яворский сообщил, что вероятнее всего завод будет строиться в Гнилищах.
- Через месяц, - сказал он, - завод уже начнет строиться. Вначале будут воздвигнуты сборочные цеха. Готовые части машины «Форда» будут прибывать в СССР, и в этих корпусах под Нижним они будут собираться конвейерной системой. К концу года сборочные цеха смогут выпустить 2 тыс. автомобилей. Через два года - десять тысяч, а через три года завод будет закончен и начнет выпускать 25 тысяч машин в год. Через четыре года советский автозавод в Нижнем выпустит 50 тысяч машин, а к концу пятилетки 100 тысяч. Такова намеченная перспектива его производительности.
Завод будет оборудован по последнему слову техники, с гигантскими электрическими кузницами. Параллельно строительству завода пойдет постройка фабричных городков, клубов, школ для двадцати тысяч рабочих, которые будут заняты на заводе. Воспитание квалифицированных кадров для завода должно начаться сейчас же. Сотни молодых рабочих будут посылаться в Америку на заводы «Форда», чтобы научиться собирать машины.
Через год из Нижнего уже потекут первые «Форды» советского автогиганта - первые ласточки автомобилизации СССР.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.