«ВСЕЛЕННАЯ составляет, вероятно, одно целое, границы которого от нас ускользают; если она и управляется законами, то эти законы нам неизвестны, и нет никакой надежды, что человеческий разум когда-либо до них поднимется».
Так в 1881 году говорил в своем предисловии к курсу астрономии знаменитый ученый Фай. Но наука развивается в настоящее время с такой быстротой, что то, что казалось невозможным вчера, разъясняется и с точностью определяется сегодня. Средства исследования становятся все более и более могущественными и все более и более совершенными.
Теперь оказывается возможным объяснить не только то, что такое звезды, но и то, каковы их физические свойства, их температура, их масса, их плотность, каковы элементы *), составляющие их, каков может быть их возраст и каким законам развития они подчиняются.
На эти вопросы, которые считались недоступными для человеческого разума, получено уже много ответов. Некоторые из них еще не точны, но они указывают путь, по которому будет найдено необходимое решение, когда будут собраны более многочисленные и более точные наблюдения. В общем, мы можем рассматривать теперь 3 мира: тот, который мы называем нашим непосредственным миром; это солнечная система - Солнце и его спутники; затем наш мир расширенный, т.е. то собрание звезд и небесных тел, часть которого составляет наше Солнце и который называют «Млечный путь»; наконец, то, что можно назвать вселенной вообще, т.е. соединение всех «Млечных путей», из которых каждый есть мир, подобный нашему, расширенному миру.
ПРИПОМНИМ, прежде чем познакомиться с нашими теперешними познаниями о «Млечном пути и о вселенной вообще, что такое наша маленькая вселенная, наша солнечная система? Солнце есть не что иное, как звезда, подобная другим; оно не принадлежит даже к числу наиболее замечательных звезд. Оно увлекает с собой целый ряд маленьких темных тел, какова и наша земля, которые были образованы из его материи и живут светом и теплом, исходящим из него. Планеты ничто в сравнении с Солнцем. Если мы уподобим его шару в 1 метр диаметром, то Меркурий будет представлен в виде горошины, Венера, Земля и Марс в виде пули, Юпитер - крупного яблока, а Уран, Сатурн и Нептун - яблока среднего размера. Земля по этому масштабу окажется в 130 метрах от Солнца, а самая удаленная планета - Нептун - в 30 раз дальше, т.е. на расстоянии 4-х километров. Свет, который не распространяется мгновенно, но приходит к нам со скоростью в 300.000 километров в секунду, достигает до нас от Солнца в течение 8 минут; ему нужно 4 часа, чтобы дойти до Нептуна. Звезда, наиболее близкая к нам, находится на расстоянии 4-х лет полета света, т.е. в то время, когда мы на нее смотрим, прошло уже 4 года, как световой луч, который мы видим нашим глазом, покинул звезду.
Приступим к вселенной уже более пространной, т.е. к «Млечному пути». Само Солнце составляет часть одного целого, одной вселенной, к которой принадлежат миллионы звезд, кажущихся нам прикрепленными к небесному своду недалеко друг от друга, тогда как на самом деле они находятся на огромных расстояниях между собою. В этом собрании звезд и других небесных тел (скопление звезд, туманностей) все они распределены неслучайно. Это одно целое; и, за исключением только туманностей, оно составляет бесконечное скопление чечевицеобразной формы с Солнцем, расположенным около центра чечевицы; часть этого скопления, на которой расположено наибольшее количество звезд и небесных тел образует в небе то, что называют «Млечный путь».
СРЕДИ сотен миллионов звезд, наблюдаемых нами, находятся тысячи разных типов, но только всего пять больших классов;
1) Звезды: - самый многочисленный класс; они нам представляются простыми светящимися точками, исключая одной из них - Солнца, которое вследствие близости к нам кажется светлым кругом. Более ста миллионов звезд доступны наблюдению при помощи наших инструментов. Все они находятся в «Млечном пути».
2) Планетные туманности, похожие на маленькие, клочковатые облака, круглые или овальные, со светлым ядром внутри.
3) Шаровидные звездные скопления, соединение от 10 тысяч до 100 тысяч звезд, скученных так, что поверхность скопления все-таки в 2-3 раза больше видимой поверхности Солнца. Их известна одна сотня.
4) Рассеянные туманности - громадные, похожие на светлое облако массы, прозрачные и редкие; их довольно много. Эти три категории светил составляют, как и звезды, часть «Млечного пути».
5) Спиральные туманности; они составляют вместе со звездами, класс наиболее многочисленный; большие инструменты обсерваторий могут обнаружить их до миллиона. Они являются скоплением туманного вещества и звезд, расположенных по ветвям их спирали. Их видимые размеры очень разнообразны. Туманность Андромеды имеет диаметр вдвое больший, чем диаметр Солнца; самые слабые, с едва видимым диаметром, не более планет Марса или Венеры.
Почти все сведения о вселенной, которые мы приобрели за эти последние годы, основаны на применении в астрономии спектроскопии, фотометрии и фотографии.
Как известно, спектроскопия основана на свойстве стеклянной призмы *) разлагать пучок белого света и отделять друг от друга различные простые лучи, которые его составляют. Если бросить на одну из сторон призмы тонкий пучок солнечного света, этот пучок разлагается при выходе из призмы, в виде раскрашенной ленты самых ярких оттенков. Это та лента, которая носит название солнечного спектра. Подобное же явление производит всякий пучок сложного светового луча (т.е. неодноцветного).
Все знают, что солнечный спектр состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Этот «видимый спектр» продолжается за свои оба конца спектром инфракрасным, лучеиспускания которого (невидимые глазу) особенно теплотворны - и спектром ультра-фиолетовым (также невидимым), лучеиспускания которого, главным образом, химические.
Изучение полос солнечного спектра показало, что они соответствуют лучам раскаленного водорода, гелия, железа, цинка, кальция, натрия и т.д., одним словом, тех веществ, которые мы знаем и на земле.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.