История — форма и средство познания действительности. Но эта действительность не однозначна. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное, что было в прошлом.
Примечательную надпись на «Истории России» С. М. Соловьева сделал поэт Ярослав Смеляков:
История не терпит суесловья,
трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
нельзя любить безумною любовью
и не любить без памяти нельзя.
Школьные уроки истории должны побуждать подрастающего человека ассоциативно мыслить, вызывать желание дерзать, быть душевно причастным к великим деяниям народа, находить высший смысл жизни в служении Родине, обществу. Мы, люди, — носители Прометеева огня. Нам нужно идти по следам прежних эпох, но идти не слепо, а творчески, искать то лучшее, что искали наши предки, и создавать принципиально новое. А это невероятно трудно: на отдельного человека-первопроходца и общество-первопроходца в целом порой обрушиваются великие испытания. В такие периоды история может выполнить врачующую роль.
Старушка, героиня рассказа Василия Шукшина «На кладбище», говорит собеседнику о современной молодежи:
— Вот и знают много и вроде понимают все на свете, а жить не умеют. А?
Собеседник отвечает ей:
— Да где они там знают много! Там насчет знаний-то... конь не валялся.
Старушка:
— Да вон по сколь годов учатся! Собеседник:
— Ну и что? Как учатся, так и знают. Для знаний, что ли, учатся-то?
История — в числе других предметов, особенно гуманитарных, — призвана добиваться у учеников соответствия сознания и бытия. Это самая трудная педагогическая задача, но, если она не решена, решение других не имеет смысла. Совершенно необходимо, чтобы школьники овладевали такими основополагающими понятиями истории, как закономерности развертывающихся событий, личность и массы в историческом процессе, материальный фактор на всех этапах развития человеческого общества, эволюция и революция в истории общества.
Питомцев школы, окончивших ее несколько лет назад, часто спрашиваю:
— Вот вы десять лет прожили в школе. Что вы вынесли из нее?
Безмерно влияние хорошей школы на подрастающего человека. И все же можно увидеть определяющее.
«После школы я только и делаю, что прибавляю знания. И это потому, что учителя научили меня думать».
«Школа научила меня двум важным вещам: общению с людьми и умению самостоятельно добывать знания, чтобы мыслить по-своему. Все это мне крепко пригодилось в жизни».
В этих словах двух разных выпускников, один из которых работает врачом, другой — юристом, выражена суть хорошей школы.
На каком-то этапе развития нашей школы возникла немотивированная боязнь — не истин, а искания истин самими учениками, случайно заданных вопросов, малейшего отступления от учебника, от объяснения учителя. Постепенно, мало-помалу из уроков вытеснились творческие поиски учеников в области всех наук, но особенно гуманитарных.
Как преодолеть этот недостаток, особенно нетерпимый в условиях реформы школы? Ведь именно реформа ориентирует нас на резкое повышение уровня общеобразовательной подготовки, на творческое, активное и самостоятельное овладение основами наук.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Продолжаем читательскую дискуссию «Отступить или одолеть?»
Пять лет назад двадцатичетырехлетнего главного механика из Кыштыма Владимира Денисенко назначили директором Троицкой обувной фабрики