- Нет, Спиридон, это из консерватории...
... Хрупкая женщина в темном платье нерешительно остановилась в дверях. Чего хотят от нее эти люди? Да, кажется, она знает многих из них: тот, седой, профессор консерватории, а это сам Дмитрий Игнатьевич Аракишвили... От хороших слов, сказанных ей, Анастасия Давидовна совсем смутилась. Потом все подняли руки. После ей объяснили, что это значит: ее выбрали преподавателем консерватории. Молодой Советской власти сразу потребовался ее талант.
Придя домой, она испугалась: «Вай мэ, как я буду учить детей? Я совсем не умею» . И заплакала.
На первом уроке Анастасия Давидовна сперва растерялась и не знала, с чего начать. На нее смотрели горящие глаза учеников. И тогда она сделала так, как когда-то ее учительница: села за рояль и стала играть. Революционный этюд Шопена. Она всегда любила Шопена, этого Рафаэля рояля, как звал его Гейне. Она играла и видела освобожденный Тбилиси: Куру, убегающую в синюю даль, разметавшиеся по горам точеные улицы, изумрудные пятна парков. Теперь она знала, чему будет учить этих юношей, - не только виртуозной игре, но и острому восприятию мира, трепетной любви ко всему живому, человечности, свободе.
Если записать всех пианистов, кто унес в своем сердце уроки народной артистки республики профессора А. Д. Вирсаладзе, получится многостраничный список. В нем много блестящих имен, есть и молодые пианисты, уже завоевавшие известность, такие, как Л. Власенко и Д. Башкиров. А совсем недавно Большой зал Московской консерватории рукоплескал юной Элисо Вирсаладзе. Яркое музыкальное дарование, приведшее когда-то к Есиповой дочь кутаисского врача, вдруг с новой силой вспыхнуло в большеглазой внучке Анастасии Давидовны. Элисо всего восемнадцать лет, но на ее концерты невозможно достать билеты.
... Последний аккорд замирает в рояле. Анастасия Давидовна открывает глаза. Взгляд их светел, как полвека назад.
- Сегодня ты хорошо играла, Элисо... И запомни: не нужно садиться за рояль, если тебе нечего сказать людям.
Если говорить правду, очень он беспокойный человек, этот Василий. Каждое утро немножко хитрит сам с собой: обязательно пройдет не прямо к себе на участок, а через сборку, мимо нового электровоза «Т-8» . Рукой погладит его широколобую, умную морду, по-хозяйски ковырнет глазом веселые машинные внутренности.
- Ну, как, дорогой, скоро побежим?
Потом обойдет тесный ряд монтирующихся электровозов. Ай, не торопятся строители, а новые площади вот как нужны! Совсем невозможно стало работать. Нужно зайти к строителям, поторопить.
Василия Папинашвили, сына потомственного паровозного ремонтника Александра Папинашвили, можно назвать крестным отцом этих электровозов. Из его рук три года назад вышел с завода первый грузинский электровоз. Зеленый, длинноногий, вроде цикады. Поздно было - час ночи. Тогда еще корреспондент городской газеты проспал. Потом кричал:
- Ва, зачем не разбудили? Остановите, пожалуйста, электровоз!
Заводские ребята только усмехались. Остановить... Что ж, остановить совсем просто: взялся машинист за рычаг - и замрет громадина, как хевсурский конь над пропастью. Только при чем тут машина, если человек любит долго спать? В наше время нельзя долго спать. Электровоз не остановили.
Отец рисовал когда-то маленькому Василию старые паровозы, еще до революции выползавшие из ворот завода. Машины были смешные и неуклюжие, у некоторых на толстых боках спесиво набухали иностранные буквы. А теперь тбилисский завод будет выпускать сотни мощных электровозов.
Бригада Папинашвили работает на участке пневматических тормозов. Здесь резвое сердце электровоза как бы учится дисциплине: «полный - средний - малый - стоп!» Целыми днями шестеро парней плетут из трубочек и труб фантастические линии и узлы. Лучшая бригада на заводе и беспокойная, как и сам бригадир, все что-нибудь придумывает.
Как-то прошлой весной подошел Василий к мастеру:
- Послушай, кацо, как жить дальше будем? Бригада у меня коммунистическая. Слово дали- учиться все пошли. Из грамот альбом делать можно. Живем хорошо. Я, знаешь, дом себе большой построил. Хоть весь Тбилиси в гости приходи - рад буду. Одно плохо - много денег у государства берем. Полтораста, двести рублей... Нехорошо, много денег... Что делать?
Мастер руками замахал:
- Что же тебе, зарплату не платить? Напрасно мудришь, Василий.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Международная встреча молодежи на «высшем уровне»
Из цикла рассказов в кают-компании. Продолжение. Начало см. в № 8
Рассказ летчика Владимира Казакова