Страна, которая ныне прославила себя в героической борьбе против фашизма, была издавна знаменита своим искусством. Великолепные картины, написанные ее художниками, расходились по всем странам мира.
В настоящее время СССР занимает первое - после Испании - место в Европе по количеству прекрасных образцов старой испанской живописи, находящихся в государственных музеях. Правда, Англия и Франция не уступают Советскому союзу по количеству испанских шедевров, но там многие из них принадлежат частным лицам и недоступны обозрению. У нас же каждый, кто побывал в ленинградском Эрмитаже, московском Музее изобразительных искусств и киевском Музее западного искусства, может составить себе полное представление о достижениях испанской живописи XVI и XVII веков.
Самыми важными явлениями художественной истории Испании мы считаем архитектуру и скульптуру средневековья (XI-XV веков), архитектуру и живопись «золотого века» (XVI-XVII веков) и творчество живописца и гравера Гойи (1746-1828). О судьбе шедевров, созданных в эти эпохи, думают сейчас художники и искусствоведы всего мира. Самое существование этих шедевров поставлено ныне под угрозу разрушительной деятельностью фашистских варваров. Буржуазия перестала быть носительницей культуры и не останавливается перед уничтожением гигантских культурных ценностей для достижения своих классовых целей.
900 лет назад, когда на берегах Днепра рождалось русское искусство, в Европе были только две страны высокой культуры: Греция, входившая в состав Византийской империи, и Испания, большую часть которой занимало арабское государство - Кордовский халифат. Подобно тому, как древняя Русь усвоила достижения византийской культуры, испанский народ впитал в себя лучшие соки мусульманской цивилизации арабов, стоявшей на необычайно высоком уровне в IX-XI веках.
В XI веке халифат распадается и испанский народ постепенно возвращает себе территорию, которой арабы завладели в VIII веке. И вот замечательное явление: ведя непрерывные войны с маврами, испанцы не разрушают их зданий и охотно принимают к себе на службу мавританских зодчих и ремесленников! Прежде чем потомки мавров были изгнаны из Испании в 1609 году, они успели украсить многие города Испании своими архитектурными произведениями с тончайшей узорной отделкой, которые великолепно сохранялись до начала гражданской войны в 1936 году.
Архитектурные памятники средневековья весьма разнообразны в Испании. Среди них различают памятники мавританского, романского и готического стилей.
Шедевром позднего мавританского искусства является замок Альгамбра в Гренаде. Построенная в XIV веке, как дворец гренадских королей, Альгамбра представляет собой самое изысканное и изящное из всех мусульманских сооружений и недосягаемый образец жилищной архитектуры. Построенная на высоком холме, извне она кажется суровой крепостью, а внутри изумляет посетителя сказочной роскошью своей отделки. Каждая зала ее сплошь украшена разнообразнейшими лепными орнаментами, внизу же - панелью изразцовой мозаики самых ярких цветов. Колонны Альгамбры так стройны и тонки, что многие зрители никак не могут поверить, будто эти колонны на самом деле несут на себе тяжесть стен. Два внутренних двора Альгамбры: Львиный двор (названный так по каменным львам, поддерживающим мраморный фонтан) и Патио де ля Альберка (двор с прудом, обсаженный миртами) - воспеты поэтами и прославлены на весь мир как зрелища непревзойденной красоты. Испанский народ издавна считает Альгамбру национальным сокровищем.
Но фашисты пренебрегли всем этим. Завладев Гренадой, они превратили исторический холм Альгамбры в артиллерийский парк, не пощадив и древнего здания. Особенно пострадала тончайшая отделка стен дворца. Обычная тактика фашистов - превращать в крепости шедевры архитектуры, чего никогда не делает армия республиканцев.
Сокровища романской архитектуры (Санта Мария де Риполь, Синто Доминго де Силос, Сантьяго де Компостела, храмы в Сеговии, Саламанке и Хероне) невредимы, так как расположены в стороне от театра военных действий. Но совершенно невыносима мысль о том, что фашистские варвары могут посягнуть на них, как они посягнули уже на лучшие образцы средневековой церковной архитектуры во время обстрела Барселоны. Кстати сказать, фашистские снаряды миновали их по чистой случайности. При бомбардировке столицы Каталонии с моря непременно должны были пострадать самые древние и красивые здания ее, потому что большая часть их расположена недалеко от порта.
Готические памятники также пострадали от фашистского варварства. Прекрасный прославленный собор в Овиедо, с башней, оконченной в 1556 году, обезображен и искалечен фашистами во время уличных боев в конце 1936 года.
Но едва ли не больше всего пострадала архитектура испанского Возрождения, о которой приходится говорить сейчас как о явлении, почти исчезнувшем, доступном изучению главным образом по книгам и фотографиям. Еще год назад тысячи туристов, съезжавшихся в Испанию из разных стран, с восторгом рассматривали в городах Кастилии прекрасные памятники ее. А ныне там - страшные развалины!
Чудовищная по своему зверству бомбардировка Гвадалахары разрушила здания огромного исторического значения. Этот маленький кастильский городок, давно уже не игравший никакой роли в политической жизни Испании.
был известен как колыбель архитектуры испанского ренессанса, местожительство основоположника этого стиля Лоренцо Васкеса, впервые порвавшего с господствовавшей тогда готикой. Но вандалы не питают почтения к культурным и художественным сокровищам, не знают пощады...
Бесподобная внутренняя отделка дворца Инфантадо погибла от бомб немецких аэропланов. А в нижнем этаже дворца были прекрасные фрески, исполненные итальянским художником Ромуло Чинчинато. В зале, впоследствии превращенной в часовню, стены опоясывал фриз из портретов, внизу же шел великолепный, неповторимый, сверкавший ярчайшими красками цоколь из разноцветных изразцов - шедевр испанского фаянсового производства.
Нет образованного испанца, который не гордился бы Эскориалом, и нет любознательного туриста, который, приехав в Мадрид, не пожелал бы потратить день для поездки в этот знаменитый монастырь. Среди унылой и все-таки привлекательной кастильской степи на фоне белоснежной Сиерры Гвадаррамы высится величественный храм-дворец, который был посвящен католическому святому, а стал памятником художественного гения испанского народа. Свидетель многих исторических событий, Эскориал дорог всякому образованному испанцу не только как самая внушительная из построек талантливого зодчего Эрреры и как галерея испанской живописи, но и как один из узловых пунктов героической обороны Мадрида от наступающих фашистов. Несколько раз посягали фашисты на твердыню Эскориала, но пока их бомбы повредили только второстепенные строения этого изумительного архитектурного комплекса.
«Золотой век» в испанской живописи начинается с художников Санчес-Коэльо и Эль Греко и кончается смертью Мурильо, т.е. продолжается от 1570 до 1682 года. Придворный портретист Филиппа II, благовоспитанный и уравновешенный Санчес-Коэльо изображает вельмож и принцев крови, тщательно выписывая все мелочи их поразительно пышного костюма, стремясь только к натуралистической точности. В то же время гениальный Теотокопулос, прозванный Эль Греко, решительно порывает с натурализмом и с глубочайшей страстью запечатлевает на полотне удивительные видения своей фантазии. Грек по происхождению, уроженец острова Крита, на котором в XVI веке догорала изысканная византийская культура, Теотокопулос получил блестящее художественное образование в Италии, в мастерской самого Тициана. Из Италии он переехал в Испанию и поселился навсегда в прекрасном древнем городе Толедо, бывшей столице Испании. Теотокопулос так глубоко воспринял испанскую культуру, что стал национальным испанским художником, не забывая, впрочем, византийских впечатлений своей молодости. Не подлежит сомнению наличие значительных элементов реализма в его испанских картинах. Прежде всего он был замечательным портретистом, который интересовался не мелочами костюма, как его современники, а внутренним миром человека; поэтому портретная галерея, оставленная им, блестяще дополняет произведения Сервантеса и Лопе де Веги, являясь драгоценным историческим документом. Всмотритесь в его потрясающий портрет архиепископа Ниньо де Гевара. Разве в одном этом образе не собраны все страшные черты испанской инквизиции? Можно было бы написать целую книгу о правдивости его шедевра «Погребение графа Оргаса», в котором художник изобразил толедскую знать и интеллигенцию. Самое важное в творчестве Эль Греко - искренность, которая в сочетании с огромным мастерством делает его полотна глубоко поучительными для современных художников.
Великий Веласкес не знал лично Греко, но картины его любил и хранил у себя в мастерской. Веласкес, конечно, не подражал Греко, но он вобрал в себя те элементы реализма, какие имелись у Теотокопулоса, и сделал огромный скачок вперед.
Скачок этот имел значение настоящей революции в живописи. Веласкес первый из всех художников Испании отбросил условности и стал правдиво изображать окружавшую его действительность, искать вдохновения в самой жизни. Молодой Веласкес, только что окончил учение в мастерской поборника академизма Пачеко, перестает изображать святых, королей и мучеников, погружается в наблюдение жизни простого народа, посещает харчевни и лавки и отдает все свои силы дотоле презираемой художниками жанровой живописи. Стаз впоследствии придворным художником Филиппа IV, Веласкес не перестал интересоваться народной жизнью и оставил первые высокохудожественные изображения труда: «Кузница Вулкана» и «Прядильщицы ковров». Другие стороны народной жизни с бесподобным мастерством запечатлены им в картинах: «Продавец воды», «Завтрак» (ленинградский Эрмитаж), «Яичница», «Пьяницы» и др. Формальное мастерство этих полотен поразительно; в двух словах о нем не скажешь и следует только указать, что, начиная с французских импрессионистов и до последнего времени, многие художники вдохновляются Веласкосом и видят в нем непревзойденного учителя реалистического мастерства. Веласкес был и остается одним из самых великих художников мира.
Спасенные республиканским правительством от фашистских бомб сокровища Музея Прадо в Мадриде заключают в себе лучшую в мире коллекцию картин Веласкеса. Не даром этот Музей многими знатоками ставится на первое место по количеству шедевров, собранных в нем.
Правда, и Британский музей в Лондоне, и Лувр в Париже, и Эрмитаж в Ленинграде обширнее Музея Прадо. Но ни один из музеев мира не состоит, как Прадо, исключительно из величайших шедевров, в числе которых не только произведения замечательных испанских художников, но и классиков живописи других стран Западной Европы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.