Великими мастерами «золотого века» являются также Сурбаран, Рибера и Мурильо. Их великолепная живопись, дополняя новыми чертами Веласкеса, позволяет отчетливо определить своеобразие испанской живописи: от всех других школ живописи XVII века, пошедших по пути реализма, испанская отличается удивительным сочетанием благородства с правдивостью; она полна идейности и пафоса, не впадая ни в слащавость, ни в ложь, ни в пошлость; несмотря на засилье реакции в то время, испанские художники отразили и народную жизнь, притом без всякого оттенка карикатуры, сальности или снисходительного сострадания.
В Музее Прадо хранилась и единственная по ценности и полноте коллекция произведений Гойя, также спасенная республиканским правительством. Интересно отметить, что мадридские газеты нередко воспроизводят бичующие картины Гойя, которые получают теперь новое звучание - непосредственного призыва к народу бороться за свою свободу и независимость, против черной армии реакции и угнетения.
Таким образом, мы видим, что законное правительство республиканской Испании делает все возможное для спасения величайших художественных ценностей от бомб и снарядов фашистов. Но окончательную уверенность в сохранности этих шедевров мирового значения мы получим только тогда, когда узнаем о победе героического испанского народа над фашистскими варварами.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.