Я задыхаюсь, будто бегу. Остановилась с размаху... И заглянула в их лица.
Класс напряженно молчит. Класс понял, что это серьезно. Я не знаю, на чьей стороне класс. Я вижу только два лица. И слышу как из другого мира:
— Нам мало тройки.
Это о чем они? Это всерьез? Или сразу отступление?
— Хорошо, поставлю четыре. Пусть бутафория. Согласны?
...Впервые за восемь лет работы я начала решать для себя задачу: а правда, зачем я в школе? Зачем я заглядываю ребятам в лица? Зачем читаю им Пушкина? Рассказываю о Гоголе?
Зачем? И вспоминаю и собираю по одному их аргументы, их мысли, выношенные и серьезные, их возражения.
— Гораздо важнее построить людям дом.
— Вылечить человека.
— Решить трудную задачу.
И тут же кто-то в ответ:
— Ну, хорошо, человек построил дом, в нем поселился кто-то. У него теперь удобная квартира, горячая вода и балкон. Он спит в светлой комнате и варит еду, приготовленную в своей кухне. Он хорошо ест. Если он заболел, вызывает врача...
И, заспешив, как и я, что-то поняв свое, мальчишка почти кричит:
— А зачем, зачем? Значит, все кончается удобным домом? А что ему делать в этом доме? Отдыхать? Допустим, он физик или математик. Его жизнь заключена в цифры и приборы. Он сидит целый день в лаборатории и создает, ну пусть новый тип радиоприемника.
А зачем? Для чего? Для кого?
Что за паренек? А я его раньше не замечала. Он соприкоснулся с моим сокровенным.
Для человека. Для того, чтоб человеку было лучше.
Что же первое, главное?
Человек.
Чтоб человеку было удобно жить, ему построили дом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.