Сны… в рамках

Лидия Епифанова| опубликовано в номере №1497, сентябрь 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Наташа Пашукова никогда не знает, что будет у нее на холсте. Иногда ей кажется, что сюжеты возникают как-то помимо ее воли. Не любит путешествовать. Только дом — мастерская. Пишет и вспоминает странные случаи, происшедшие с ней в жизни.

Бездна сюжетов при кажущейся монотонности. Импульсивность мышления. Парадоксальность мышления. Метаморфозы. Любит читать Шергина и Писахова. Любит копаться в обычных вещах, ибо, по ее представлению, суть их — правда.

Любит петь. Громко — народные песни. Тихо-тихо — забытые романсы. Мечта детства — стать певицей. Стала художником. Но песни звучат. В ее картинах. В русских праздниках: рождественские колядки, карнавалы, масленица. Бравурно — в цирке и шапито. Грустно — на птичьем рынке. И хорально — при рождении.

Как в жизни. Где есть смех, слезы, гротеск, легкая насмешка. До высоких тем — рождения, бытия, вечности.

В картинах много деталей, и она с трудом, ради идеи, расстается с каждой. В них скрыт смысл.

Ангелы, животные, рождение — вечный круговорот жизни, перемешанный из яви и снов. Интерес к теме 30-х годов — из рассказов матери. Дамы и военные. Белые костюмы. Светлое время. Черное время. Сталинские усы и тени. Но это стоп-кадр. Жизнь светлее черноты. Народность выше политики.

Тема одной картины может перейти в другую, трансформируясь странным образом: ангел среди войны, ребенок в гнезде птицы, свадьба на дереве, люди-птицы... Сны, магии, метаморфозы. Жизнь — театр. От ранних детских впечатлений засухи на юге России и снега выше крыши до ритма современного города. От яркой народной жизни, стихии природы — московская круговерть: шум улиц, бешеный бег времени, закручивающий с каждым годом время во все более напряженную пружину, — расслабиться некогда.

Как у Б. Шергина: «Время как птица — его не остановишь».

Школьницей — таинственный мир Пушкинского музея.

Юность — Художественное училище памяти 1905 года. Затем Суриковский институт. Факультет театрально-декорационной

живописи. В 1975 году — дипломная работа в мастерской М. М. Курилко. Оформляет несколько спектаклей. Может, отсюда в станковой живописи — метаморфозы, гротеск? Буффонада? Темы бродячих артистов? Невоплощенный театр? Или театр жизни?..

С 1972 года постоянная участница молодежных выставок.

Произведения Н. Пушаковой можно увидеть на республиканских, всесоюзных, зарубежных выставках.

Числится в нетрадиционных художниках (о, эти современные оценки!). Несколько работ в музеях страны. Но в основном — в галереях зарубежных коллекционеров.

Много работает. На палитре — сталактиты красок. Но поверхность холста гладкая — исповедует прием живописи старых мастеров.

Истоки творчества — лубок, народное искусство, парсуна. И ассоциативность мышления. И огромная работоспособность. Маленькие картинки и огромные холсты, исписанные как миниатюры. Никогда нельзя предсказать, что мы увидим у художника Натальи Пашуковой завтра...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ночной пасьянс

Продолжение. Начало в №№ 16-17