Наташа Пашукова никогда не знает, что будет у нее на холсте. Иногда ей кажется, что сюжеты возникают как-то помимо ее воли. Не любит путешествовать. Только дом — мастерская. Пишет и вспоминает странные случаи, происшедшие с ней в жизни.
Бездна сюжетов при кажущейся монотонности. Импульсивность мышления. Парадоксальность мышления. Метаморфозы. Любит читать Шергина и Писахова. Любит копаться в обычных вещах, ибо, по ее представлению, суть их — правда.
Любит петь. Громко — народные песни. Тихо-тихо — забытые романсы. Мечта детства — стать певицей. Стала художником. Но песни звучат. В ее картинах. В русских праздниках: рождественские колядки, карнавалы, масленица. Бравурно — в цирке и шапито. Грустно — на птичьем рынке. И хорально — при рождении.
Как в жизни. Где есть смех, слезы, гротеск, легкая насмешка. До высоких тем — рождения, бытия, вечности.
В картинах много деталей, и она с трудом, ради идеи, расстается с каждой. В них скрыт смысл.
Ангелы, животные, рождение — вечный круговорот жизни, перемешанный из яви и снов. Интерес к теме 30-х годов — из рассказов матери. Дамы и военные. Белые костюмы. Светлое время. Черное время. Сталинские усы и тени. Но это стоп-кадр. Жизнь светлее черноты. Народность выше политики.
Тема одной картины может перейти в другую, трансформируясь странным образом: ангел среди войны, ребенок в гнезде птицы, свадьба на дереве, люди-птицы... Сны, магии, метаморфозы. Жизнь — театр. От ранних детских впечатлений засухи на юге России и снега выше крыши до ритма современного города. От яркой народной жизни, стихии природы — московская круговерть: шум улиц, бешеный бег времени, закручивающий с каждым годом время во все более напряженную пружину, — расслабиться некогда.
Как у Б. Шергина: «Время как птица — его не остановишь».
Школьницей — таинственный мир Пушкинского музея.
Юность — Художественное училище памяти 1905 года. Затем Суриковский институт. Факультет театрально-декорационной
живописи. В 1975 году — дипломная работа в мастерской М. М. Курилко. Оформляет несколько спектаклей. Может, отсюда в станковой живописи — метаморфозы, гротеск? Буффонада? Темы бродячих артистов? Невоплощенный театр? Или театр жизни?..
С 1972 года постоянная участница молодежных выставок.
Произведения Н. Пушаковой можно увидеть на республиканских, всесоюзных, зарубежных выставках.
Числится в нетрадиционных художниках (о, эти современные оценки!). Несколько работ в музеях страны. Но в основном — в галереях зарубежных коллекционеров.
Много работает. На палитре — сталактиты красок. Но поверхность холста гладкая — исповедует прием живописи старых мастеров.
Истоки творчества — лубок, народное искусство, парсуна. И ассоциативность мышления. И огромная работоспособность. Маленькие картинки и огромные холсты, исписанные как миниатюры. Никогда нельзя предсказать, что мы увидим у художника Натальи Пашуковой завтра...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.