Почти полвека тому назад впервые возник у Горького замысел эпопеи - истории двух семей: нежизнеспособной, вырождающейся от поколения к поколению семьи капиталистов, и растущей, крепнущей, духовно обогащающейся рабочей семьи.
Известно, что В. И, Ленин советовал писателю, который поделился с ним своим замыслом: «Отличная тема, конечно, - трудная, потребует массу времени, я думаю, что вы бы с ней сладили, но - не вижу: чем вы ее кончите. Конца-то действительность не дает. Нет, это надо писать после революции...» Несколько лет спустя действительность позволила писателю осуществить этот замысел - и в свет вышел роман «Дело Артамоновых». С тех пор живут и будут жить долго в нашей литературе традиции горьковской книги. Живут они и в новом романе о рабочих - романе В. Кочетова «Журбины».
« - Всё от нас пошло, мы - хозяева!» - говорили слесари и ткачи, герои Горького.
« - Главное - что? - спрашивает Илья Матвеевич Журбин, глава дружной многочисленной семьи, и отвечает: - Главное - рабочий класс».
По наследству, из рода в род, передавалось «дело» фабрикантов Артамоновых. Вырождалась, мельчала семья капиталиста, одновременно крепла семья ткачей Морозовых, и младший из них, Захар, уже ничем не походил на деда: созрела в нём ненависть к эксплуататорам, воспиталось революционное сознание, и в годину социалистической революции он стоял уже в первых рядах своего класса.
Судьбы русского пролетариата раскрыты Горьким на примере одной семьи. К этому же стремится, говоря о нашей современности, и В. Кочетов; в духе горьковской традиции строится композиция, сюжет его книги.
Роман уже прочитан читателями, разобран критиками. Он получил единодушную оценку, и нет необходимости повторять сказанное в статьях и на читательских конференциях. Хочется только присоединить к сказанному несколько замечаний об образе молодого рабочего в книге, выделить несколько особенностей раскрытия писателем характера молодого героя.
Мысль о наследовании «дела» рабочей семьи развивается на протяжении всей книги. «Часто, - говорится в романе, - рабочие семьи имеют свой «семейный профиль»: отец токарь - и дети токари, отец литейщик - и дети литейщики, отец столяр - и дети пилят, строгают, точат древесину. Иной раз преемственность профессии идёт не только от отца, но от деда и даже от прадеда.
У Журбиных такого «семейного профиля» не было, или, вернее, он не определялся узко одной профессией, он охватывал чуть ли не всё судостроение целиком. В семье были... представители всех... специальностей, необходимых при постройке корабля».
Но «дело Журбиных» не только «семейный профиль», общая для всех их любовь к кораблестроению. Из поколения в поколение передают они верность самому главному делу - делу укрепления нашего государства. «У нас с государством одна дорога», - с гордостью говорят в семье.
Верность этому делу прежде всего и руководит поступками молодых Журбиных. Она заставляет инженера Антона идти на фронт и, демобилизовавшись, поступить в судостроительный институт учиться, удивляя упорством даже самых волевых товарищей, создавать проект переоборудования завода. Она же в годы войны внушила школьнику Алексею решение: временно прервать ученье, идти работать на завод с твёрдым, хотя и неясно ещё высказанным желанием:
«-Я бы хотел по металлу... По дереву не больно нравится».
Это же чувство заставляет столяра Виктора проводить бессонные ночи над чертежами станка; инженера Зину Иванову - помогать ему, со всей горячностью молодости обрушиваться на консерваторов; десятиклассника Игоря Червенкова - идти по окончании школы на завод, набираться знания жизни, практического опыта.
Молодые Журбины - наследники великого дела отцов. И это создаёт ещё одно свойство их характеров: стремление отблагодарить тех, кто учил их, боролся за их счастье, - старших. Нет, кажется, в книге молодого героя, который не старался бы помочь своим учителям и наставникам. Каждый делает это по-своему. Зина Иванова в свободные от работы часы садится за учебник рядом со старым рабочим Ильёй Матвеевичем, она занимается с ним математикой, вкладывая в занятия весь неистощимый жар своей души. Тактично помогает старейшине рода, Матвею Дорофеевичу, жена одного из его внуков, разметчица Дуняша. И когда Зина приходит на завод как раз в день ухода с производства Матвея Журбина, когда она занимает место старого мастера Александра Александровича Басманова, - сцены эти, при всей их конкретности, воспринимаются как символические: молодёжь, благодарная старшим, постепенно становится на их место.
Мысль о связи нескольких поколений общим делом согревает, обогащает характеры молодых героев книги.
И молодых Журбиных и их многочисленных друзей мы часто видим за работой: и в спокойной обстановке творчества и в часы наводнения, аврала. Работа Виктора над чертежами станка, освоение клепальщиком Алексеем новой профессии электросварщика помогают писателю глубже проникнуть в характеры героев, очертить скромность одного, настойчивость и мужество другого.
Но в том-то и своеобразие романа вообще и образов молодых рабочих в нём в частности, что В. Кочетов не ограничивается показом молодёжи в часы работы.
Изобразить человека работающим - верное, но не единственное средство раскрыть его характер в труде. Далеко не всегда мы видим молодых Журбиных работающими, но всегда видим в них тружеников. Самый образ молодого героя писатель строит так, что не остаётся сомнении: перед нами трудящийся нового мира, человек, воспитанный в труде.
Всемерно повышать и развивать самокритику требует от нас партия; требование это пронизывает новый Устав КПСС. Но недоверчивое, а порою и враждебное отношение к самокритике ещё далеко не изжито. Остатки его - «инерция бесконфликтности» - иногда сказываются и в литературе.
Между тем без критического отношения героев друг к другу и писателя к героям не может быть и речи о раскрытии характера, сколько бы времени ни проводил человек за станком или у штурвала комбайна, как бы подробно ни описывались при этом все технические детали и все переживания героя, связанные непосредственно с производством. В наши дни без самокритики нет труда. Она рождается в труде, воспитывается им. Горький в своё время прямо указывал на это: «... Самокритика - это критика созданного с точки зрения желаемого; самокритика - стремление к совершенству...»
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.