Смелость по инструкции

Ирина Мачульская| опубликовано в номере №1481, февраль 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Комсомольский секретарь Мценского уезда

Володя Пехтерев, первый секретарь Мценского горкома комсомола, сидел в зале рядом со мной, сосредоточенно уткнувшись в многотиражку. Начиналась отчетно-выборная партконференция завода алюминиевого литья. Уже занял свои места единогласно избранный президиум, уже вышел на трибуну докладчик и принялся читать речь о «производственных успехах и недостатках». А о Владимире Пехтереве забыли, никто даже не упомянул его имени в числе присутствующих, словно он, комсомольский секретарь, был человеком-невидимкой...

— Почему именно к нам, в Мценск? Профессиональная тайна? — понимающе усмехнулся Пехтерев. — И так ясно: Орловская область на подъеме, вот и заспешили к нам журналисты. Вас, конечно, будет интересовать сельское хозяйство...

Он очень удивился, узнав, что меня интересует подготовка горкома комсомола к выборам в Советы.

— Но ведь никаких инструкций по выборам не поступало ни к нам, ни в горисполком, — пожал плечами Владимир. — Разведем самодеятельность, а потом окажется, что нагородили не то. Ведь только конец октября...

Конечно, можно упрекнуть комсомольского секретаря в том, что не очень-то стремится он к самостоятельности. Но так ли уж велика его вина, если наша инерция и привычка ждать инструкций сильнее нас самих?

Пехтерев привык, что предвыборная кампания начинается не после Указа Президиума Верховного Совета СССР, а по указанию горкома партии. Ему и в голову не придет что-то предпринять самому, пока не появится на столе бумажка, спущенная с верхних этажей самого заметного в городе здания, где кандидаты в депутаты будут расписаны, как по нотам. Труда только останется — «провести» этот списочек через бюро. Не вина, наверное, — беда его в том, что, числясь в политической организации, коей считается комсомол, он и понятия не имеет, как заниматься этой самой политикой. И поэтому немудрено, что, пожалуй, самым главным в своей работе Пехтерев считает организацию досуга молодежи, хотя похвалиться мценскому комсомолу тут особо нечем. Конечно, дело это важное, но неужели все молодежные проблемы замыкаются именно на досуге?

Как засветилось лицо Володи, когда он достал из шкафа уже начинающий желтеть рулон бумаги и осторожно, как драгоценную реликвию, расстелил передо мной!.. На эскизе было изображено двухэтажное красного кирпича здание с арочными сводами, широкой лестницей, ведущей на второй этаж, коваными люстрами-фонарями. Это проект будущего городского молодежного центра. Идею его создания вынашивал еще предшественник Пехтерева.

Молодежный центр — лишь часть задуманного энтузиастами плана реконструкции исторического центра города, где много старинных зданий, помнящих более заботливых хозяев. Уже давно подготовлены все расчеты...

— Когда мы несколько лет тому назад обратились за помощью в горисполком и горком партии, — вспоминал Пехтерев, — нам ответили примерно так: «Идите и занимайтесь своими делами, хотя занимаетесь вы все равно ерундой».

Не знаю, какой смысл вкладывали в свой ответ «отцы города», какими именно делами предлагали заниматься горкому комсомола, но в чем-то они были, несомненно, правы. Массовые спортивные пробеги, КВНы, помощь воспитанникам детских домов, мотокроссы, о которых с гордостью рассказывал Пехтерев, — все это, конечно, здорово. Но при одном условии: если бы комсомол занимался одними только культурно-массовыми мероприятиями. А ведь в Уставе ВЛКСМ записано, что комсомол — общественно-политическая организация, призванная защищать интересы молодежи.

Но, может, у городской комсомолии нет проблем? Или она нашла чудесный эликсир, испив который, советские и партийные органы кинулись помогать молодежи? Увы. Чуда не произошло. В Мценске острая нехватка жилья для молодежи, не устроен быт молодых специалистов, принцип «еще успеют» здесь действует во всем.

Так, значит, есть все-таки, где проявить комсомолу настойчивость и требовательность?

Нельзя, конечно, обвинять горком ВЛКСМ в том, что он мирно дремлет, взирая на социальную несправедливость по отношению к молодежи. Бывают всплески и озарения, но какие-то уж очень робкие. Вот, например, выступает секретарь комитета комсомола завода алюминиевого литья Игорь Старых на отчетно-выборной партконференции предприятия. И говорит как будто все правильно: о том, что комсомольская работа — лишь часть воспитания молодежи; что обвинения молодых в иждивенчестве часто необоснованны, ибо молодым людям, как и всем остальным, нужны жилье, хорошая зарплата, возможность для полноценного отдыха; что авторитет комитета комсомола зависит во многом и от того, как поддерживают его партком завода, администрация. Но в его голосе столько просительных, неуверенных интонаций, что все правильные мысли тонут в жалобах на судьбу и просьбах о помощи. И почему-то Игорь ничего не говорит о том, что секретаря парткома на заседания комитета комсомола и цеховые собрания не дозовешься, что администрация перестала выделять, как раньше, комитету одну-две квартиры для поощрения молодых активистов... Боится комсомольский секретарь? Сам ведь живет с семьей у родителей и стоит в очереди на жилплощадь...

«У нас горком комсомола по рукам и ногам связан», «чтобы я пошел туда за помощью? Вот насмешили! Как скажет администрация, так и будет». — Такие отзывы мне приходилось слышать в Мценске не раз. Неуверенно защищает интересы молодежи горком, нет у него самостоятельности, — в этом, думаю, причина непопулярности. Не обходится здесь, вероятно, и без влияния «старших товарищей», которые искренне считают, что молодежь не от кого и незачем защищать.

Но как же горком ВЛКСМ может реально помочь молодым мценцам, не обладая ни законодательной, ни исполнительной властью, не располагая денежными средствами? В Основном через свое участие в Советах! А для этого нужно найти настоящих лидеров и выдвинуть их в депутаты. Кто как не горком комсомола вместе со своим активом, с представителями самодеятельных организаций должен подготовить политическую программу для своих депутатов?!

Готовы ли к такой работе мценские горкомовцы?

Право, не знаю, что может воодушевить их на подвижничество, если сам первый секретарь относится ко всей предвыборной «суете» весьма скептически, похоже, не надеясь на успех. Ему, как и аппарату горкома, приходится балансировать между «начальством», которого над молодежной организацией более чем достаточно, и комсомольцами. Но можно ли быть одинаково хорошим для всех? Тем более что, по признанию самого Пехтерева, его как работника ценят «наверху» не за собственное мнение и инициативу, а за умение быстро выполнять поручения.

Беда в том, что и «первые лица» в городе не особенно-то стремятся к контактам с комсомолом. Прямой телефон, связывающий кабинеты первых секретарей горкома партии и комсомола, молчит уже год. О моей встрече с городскими руководителями Пехтерев договаривался через третьих лиц. Занятостью, конечно, можно оправдать многое, но вряд ли — отношение к молодежным проблемам.

Хотя внешне все обстоит благопристойно. На словах-то председатель горисполкома Л. Гомонов городскому комсомолу чуть ли не отец родной. И комсомольским-то инициативам здесь дают «зеленую улицу», и вздыхают о том, что среди молодых депутатов так мало активистов, а уж они, ох, как нужны сейчас городу!..

— Я бы так сформулировал свою предвыборную платформу в отношении молодежных проблем, — говорит Леонид Александрович. — Приближение культурных центров к месту жительства, акцент на нужды молодых семей. В новых микрорайонах по социально-культурному плану развития города предусматривается устройство комнат, кафе, клубов по интересам. Скоро будет сдан дом для учителей на шестьдесят квартир, там мы хотим открыть клуб отдыха для молодых педагогов. Есть идея создать научно-технический центр для молодых специалистов...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Счет в нашу пользу

Зачем промышленности кооперация

Соло для королевы

Штеффи Граф стала обладательницей Большого Шлема