Славомир Мрожек

Арнольд Мостович| опубликовано в номере №896, сентябрь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Несколько слов о Славомире Мрожеке

Представить советскому читателю Славомира Мрожека, с одной стороны, легко, с другой, однако, не так уж просто. Очевидно, без особого труда можно набросать его короткую биографию, но гораздо больших усилий потребует разбор его творчества.

Начнем с наиболее простого, оставив трудное на десерт.

Мрожеку сейчас, 35 лет. Родился он в Кракове. Первые свои произведения помещал в краковской прессе. Позднее, в 1950 году, дебютировал в «Шпильках», а в 1956 году – на сцене – пьесой, которая обошла, вероятно, полмира, «Полицейские». Первую книгу рассказов «Практичные полуброневики» он выпустил в 1953 году. Позднее на книжном прилавке появились следующие его сборники: «Слон», «Свадьба в Атомицах» и «Дождь». Несколько лет назад была опубликована его сатирическая повесть «Маленькое лето», а в этом году в одном томе были собраны все его пьесы.

Нужно признать, что это весьма солидный багаж. Особенно, если учесть, что немало произведений Славомира Мрожека для радио до сих пор еще не собрано в книжном издании.

Ко всему Мрожек не только писатель – сатирик и драматург. Он не напрасно потратил время, будучи в стенах Академии изящных искусств: автор «Слона» еще и рисует. В течение ряда лет его карикатуры появляются в еженедельнике «Пшекруй». Часть этих забавных сатирических и юмористических рисунков Мрожек издал в книге, носящей название «Польша в картинках».

Но, разумеется, карикатуры – побочная линия в его творчестве, Мрожек прежде всего писатель-сатирик. И притом сатирик с необычно проницательным, острым взглядом на мир.

Мрожек, как бы это сказать, – писатель необычайно польский в своем знании наших национальных черт, тех, которые родились в течение веков (и нередко являются ненужным балластом), и тех, которые рождены сегодняшним днем.

По «специальности» Мрожек, как это уже многократно отмечалось, рассказчик. То, что он хочет высказать, он заключает в форму короткого, емкого рассказа. Сатира вообще не терпит болтовни. А Мрожек испытывает отвращение к болтовне, как никто другой. Он вмешивается в жизнь по-своему. Обнажая какой-нибудь узкий участок нашей деятельности или нашей психики, он освещает его своим гротеском и своим беззвучным смехом.

Никогда не смотрит Мрожек на мир и на людей с позиции холодного, высокомерного объективизма. Его творчество полно ярости. Его вмешательство в жизнь искренне. Если его сатира принимает порой характер болезненной операции, тем большая заслуга писательского таланта, что мы охотно идем на эту операцию.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены