Несколько слов о Славомире Мрожеке
Представить советскому читателю Славомира Мрожека, с одной стороны, легко, с другой, однако, не так уж просто. Очевидно, без особого труда можно набросать его короткую биографию, но гораздо больших усилий потребует разбор его творчества.
Начнем с наиболее простого, оставив трудное на десерт.
Мрожеку сейчас, 35 лет. Родился он в Кракове. Первые свои произведения помещал в краковской прессе. Позднее, в 1950 году, дебютировал в «Шпильках», а в 1956 году – на сцене – пьесой, которая обошла, вероятно, полмира, «Полицейские». Первую книгу рассказов «Практичные полуброневики» он выпустил в 1953 году. Позднее на книжном прилавке появились следующие его сборники: «Слон», «Свадьба в Атомицах» и «Дождь». Несколько лет назад была опубликована его сатирическая повесть «Маленькое лето», а в этом году в одном томе были собраны все его пьесы.
Нужно признать, что это весьма солидный багаж. Особенно, если учесть, что немало произведений Славомира Мрожека для радио до сих пор еще не собрано в книжном издании.
Ко всему Мрожек не только писатель – сатирик и драматург. Он не напрасно потратил время, будучи в стенах Академии изящных искусств: автор «Слона» еще и рисует. В течение ряда лет его карикатуры появляются в еженедельнике «Пшекруй». Часть этих забавных сатирических и юмористических рисунков Мрожек издал в книге, носящей название «Польша в картинках».
Но, разумеется, карикатуры – побочная линия в его творчестве, Мрожек прежде всего писатель-сатирик. И притом сатирик с необычно проницательным, острым взглядом на мир.
Мрожек, как бы это сказать, – писатель необычайно польский в своем знании наших национальных черт, тех, которые родились в течение веков (и нередко являются ненужным балластом), и тех, которые рождены сегодняшним днем.
По «специальности» Мрожек, как это уже многократно отмечалось, рассказчик. То, что он хочет высказать, он заключает в форму короткого, емкого рассказа. Сатира вообще не терпит болтовни. А Мрожек испытывает отвращение к болтовне, как никто другой. Он вмешивается в жизнь по-своему. Обнажая какой-нибудь узкий участок нашей деятельности или нашей психики, он освещает его своим гротеском и своим беззвучным смехом.
Никогда не смотрит Мрожек на мир и на людей с позиции холодного, высокомерного объективизма. Его творчество полно ярости. Его вмешательство в жизнь искренне. Если его сатира принимает порой характер болезненной операции, тем большая заслуга писательского таланта, что мы охотно идем на эту операцию.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.