«Что касается меня, то если бы мне пришлось выбирать, жить ли на Земле или на Луне, я, не колеблясь ни одной минуты, выбрал бы Луну».
В. Гершель, 1780 год.
Странные чувства испытываешь, рассматривая последние фотографии Луны. До сих пор мы привыкли видеть Луну где-то «вверху», «на небе». Даже на лучших телескопических снимках, даже на телевизионных изображениях американских станций «Рейнджер» Луна выглядит небесным телом, пусть даже наблюдаемым вблизи, как бы с «птичьего полета».
Совсем другие ощущения вызывают изображения, переданные на Землю советской автоматической станцией «Луна-9». Зритель чувствует себя как бы внутри космического корабля, опустившегося на Луну. А в окна станции видна не привычная, далекая, «астрономическая» Луна, а какой-то новый, неизведанный мир. Тут уж не скажешь, что Луна где-то «вверху». Нет, она теперь «внизу», хочется сказать, «под ногами», а «вверху» — черное небо и там же, «вверху», можно было бы увидеть висящую в пространстве Землю! Ее нет на снимках не потому, что такой космический облик нашей планеты недоступен для телевизионных передач, а просто потому, что программа «Лу-ны-9» предусматривала нечто более важное — передачу изображения лунного ландшафта.
Если бы Вильям Гершель, знаменитый астроном XVIII века, посмотрел на этот реальный лунный пейзаж, вряд ли бы он поспешил стать селенитом. Угрюмая, безжизненная, каменистая пустыня, уходящая куда-то за горизонт. Зияющие, черные провалы (возможно, трещины в лунной коре) и множество камней, лунных камней, внешне очень похожих на земные.
Что это! Метеориты! Вряд ли. Даже самые мелкие из небесных камней врезаются в лунную поверхность со скоростью в километры и даже десятки километров в секунду. При таком ударе неизбежно образуются воронки, во много раз превосходящие по размерам метеорит, а сам небесный камень полностью (или почти полностью) обращается в раскаленный газ.
Судя по снимкам, лунные камни лежат не в ямках, а на ровной поверхности. Нет, это, конечно, не метеориты, а скорее всего вулканические бомбы, выброшенные из лунных вулканов.
Кстати сказать, извержения лунных вулканов много раз видели такие опытные наблюдатели XVIII и XIX веков, как В. Гершель, Г. Ольберс, Ж. Лаланд, В. Струве и многие другие. Недавние наблюдения Н. А. Козырева и открытие «горячих пятен» на поверхности Луны, совпадающих по расположению с молодыми лунными кратерами, — лишь новые подтверждения прежних наблюдений лунного вулканизма.
Метеоритная бомбардировка Луны (несомненно, продолжающаяся миллиарды лет) проявилась в другом. Обратите внимание: лунная поверхность очень шероховата. Похоже на то, что эти бесчисленные мелкие выемки и кратерочки образованы микрометеоритами, непрерывно бомбардирующими лунную поверхность. При каждом ударе — миниатюрный взрыв. При каждом взрыве «спекаются» лунные породы и вещество микрометеоритов. В итоге лунная поверхность похожа на пемзу. И этот твердый лунно-метеоритный шлак оказался вполне надежной опорой для нашей первой лунной обсерватории. Не океаны пыли, в которых утонут космические корабли (была и такая гипотеза), а твердая, может быть, слегка хрустящая поверхность ждет первых лунных космонавтов.
Советская лунная обсерватория показала нам соседний, мрачный и необжитой мир. Но этот мир в обозримом будущем должен превратиться во вполне комфортабельный филиал Земли.
Мы избалованы изумительными успехами советской науки и техники. И, разглядывая лунный ландшафт как бы в окна первой лунной обсерватории, многие хотят сами оказаться там, на Луне, и взять в руки хотя бы один лунный камень. Что это станет возможным в недалеком будущем — в этом сейчас, пожалуй, никто не сомневается (хотя конкретные сроки указать, конечно, трудно). Но как добраться до Луны, как прогуляться по ее поверхности, как, наконец, вернуться обратно на родную Землю — эти вопросы решены пока лишь в мечтах. Вероятных способов достижения Луны очень много, однако их можно разделить на два основных типа.
Первый сводится к беззаправочному полету по трассе Земля — Луна. Если говорить о земных аналогиях, такие способы подобны автомобильным поездкам на дальние расстояния по дорогам, где нет ни одной заправочной бензоколонки. Читатель, даже не будучи автомобилистом, легко представит себе трудности такого путешествия. Скажем, чтобы проехать от Москвы до Владивостока на «Москвиче», нигде не заправляясь бензином, надо взять с собою примерно полсотни канистр. Ни в кабине, ни в багажнике они не разместятся — придется тащить с собою специальный «бензозаправочный» прицеп. Громоздко, неудобно и даже, пожалуй, нерентабельно (расход бензина при такой нагрузке будет очень большим).
Переведем этот пример на «космический» язык. Лунная ракета «прямого сообщения» должна расходовать топливо на четырех этапах: при взлете с Земли и выходе на лунную орбиту; при посадке на Луну; при отлете с Луны и выходе на земную орбиту; и, наконец, при посадке на Землю. Все топливо для этих четырехкратных расходов берется с собой, так как заправка в пути этим проектом не предусмотрена.
В результате лунный экспресс должен иметь поистине космические размеры. Так, по американскому проекту «Нова», стартовый вес беззаправочной лунной ракеты — около 5 тысяч тонн, ее длина — около 120 метров. Создание таких сверхтяжелых лунных ракет — задача исключительной сложности.
Аналог другой группы способов достижения Луны — обычное автомобильное путешествие по благоустроенной автостраде с необходимым количеством бензоколонок. Авторы таких проектов исходят из принципа, что построить сейчас и запустить несколько легких ракет проще, чем создать одну сверхтяжелую ракету. Правда, весовые характеристики многих малых ракет хуже, чем одной большой.
Один из вариантов способа выглядит так. Прежде чем отправлять экспедицию на Луну, около Земли и около Луны создаются «заправочные» искусственные спутники со значительными запасами ракетного топлива. После этого с Земли выводится на околоземную орбиту пилотируемый космический корабль обычного веса, скажем, такого же, как уже существующие. Он сближается с «заправочной» околоземной станцией, происходит стыковка, заправка новыми порциями топлива, после чего корабль отправляется на Луну.
Корабль может не опускаться на лунную поверхность, а ложиться на окололунную орбиту и выбрасывать на Луну капсулу с космонавтами и автономными ракетными двигателями. После завершения работ на Луне космонавты возвращаются в той же капсуле на корабль, заправляются топливом с лунного спутника и стартуют обратно на Землю. Высадка на Луну может совершаться без капсулы, с помощью основного космического корабля. Возможны варианты.
Второй способ соблазнителен прежде всего тем, что в принципе он осуществим уже средствами сегодняшней ракетной техники. Правда, только в принципе, потому что остается пока не решенным ряд очень трудных задач, и прежде всего стыковка космических кораблей на орбите, а также создание искусственного спутника Луны. Заметим в связи с этим, что облет Луны на близком расстоянии (без высадки на ее поверхность) представляет собою задачу гораздо более легкую, чем организация лунных экспедиций. Не исключено поэтому, что такой разведывательный облет Луны будет предшествовать вступлению человека на лунную поверхность. Так или иначе, но уже в близком будущем (измеряемом, вероятно, годами, а не десятилетиями) человек увидит под ногами лунную поверхность, возьмет в руки первый лунный камень, совершит первую лунную экспедицию.
Для этого недостаточно, конечно, доставить космонавтов на Луну. Надо предоставить космонавтам технические средства для прогулки по лунной поверхности, то есть, иначе говоря, одеть их в надежные, удобные скафандры. Успехи в этой области весьма значительны, и вряд ли можно сомневаться, что скафандры первых лунных космонавтов будут автономными, с самостоятельной системой дыхания и терморегулирования. Только в таких костюмах (по крайней мере на первых порах) человек станет луножителем, селенитом и сможет прогуливаться по Луне почти с той же непринужденностью, как и по родной планете.
Впрочем, это, конечно, — преувеличение. Первых селенитов ждут не только восторги первооткрывателей, но и весьма серьезные опасности. Не говоря уже о всяких непредвиденных опасностях, подстерегающих космонавтов в незнакомом лунном мире, главные, мягко выражаясь, неприятности следует ожидать от микрометеоритов и солнечных хромосферных вспышек.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.