Слава храбрым

Б Розенцвейг| опубликовано в номере №287, ноябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Их много - бесстрашных юных бойцов за свободу своей страны. Они, не задумываясь, отдают свои жизни, не дрогнув, идут в атаку. Короткие боевые эпизоды из биографии этих людей, подвиги, о которых они сами стесняются по скромности говорить, - это и есть летопись борьбы свободного испанского народа С армией фашистских палачей.

ЭРГИДО - КРАСНЫЙ СОКОЛ ИСПАНИИ

Красный пилот Арагонии - Эргидо. Молодое, открытое всем опасностям и всем подвигам лицо. Двадцать с небольшим лет. Стаж подпольной работы. Тюрьма. Участие в боях астурийских горняков. Организация первой летной школы народной милиции. Эргидо - красный истребитель, гроза фашистских мятежников, мастер летнего дела, о котором вся народная авиация говорит с восторгам и преклонением.

Недавно барселонское радио известило весь мир о том, что республиканский истребитель встретил три вражеских самолета, принял бой, уничтожил одного, из них и двух обратил в бегство. Имя героя - пилота - Эргидо.

В воздухе он обычно приветствует товарищей фигурами высшего пилотажа, головоломной акробатикой. Петли - стихия Эргидо. В то же время петли - знак того, что боевое задание выполнено. Возвращаясь с любой операции, Эргидо дает еще в воздухе знать о том, что все в порядке. И чем больше петель, тем удачнее, значит, проведена операция. О нем так и говорят: Эргидо пишет в воздухе рапорт о победе.

- Как дела, Эргидо?

- Все в порядке, товарищ. Летал над Сарагоссой, обстрелял военный парад из пулемета» целился в группу офицеров. Представьте, это дурачье забыло даже воспользоваться зенитным орудием.

И в глаза вам сверкнет такая ослепительная улыбка, что, кажется, упади она на красное крыло стоящего рядом самолета, на крыле заиграет солнечный блик.

Фернандо де Роса - боец против фашизма

Фернандо де Роса бежал из Италии, преследуемый по пятам фашистскими шпиками, жандармскими гончими, палачами итальянского народа. Певучий говор своей Генуи он сменил на гортанное, жесткое произношение Овиедо.

Де Роса стал своим человеком в горняцких дружинах Астурии.

Вместе с самыми отважными бойцами - испанцами он попал два года назад в тюрьму. Здесь он окончательно понял, что тюрьмы Испании ничем не отличаются от итальянских тюрем. Два года просидел Фернандо де Роса в тюрьме. Мощный порыв народного гнева сорвал с петель дверь его камеры.

Фернандо де Роса стал командиром молодежного отряда «Октябрь». Этот батальон родился в течение одной ночи. В эту ночь тысяча добровольцев вступила в ряды бойцов. Фернандо де Роса встречал их речью, короткой, как боевой приказ:

- Товарищи, забудьте путь к отступлению. Победить или умереть!

Его звали на фронте: «Наш арсенал героизма». Он шел в атаку всегда впереди я пел.

В тот роковой день часть, которой командовал де Роса на гвадаррамском фронте, получила трудное задание - занять почти отвесную высоту, за которой находился враг. Фернандо Де Роса - пламенный оратор - встал на камень и произнес речь. Фашистская пуля сразила его в момент, когда он рисовал бойцам план атаки и путь к победе.

Высота была взята штурмом. Бойцы водрузили на ней знамя и спели песню - любимую песню командира - героя, бесстрашного комсомольца Фернандо де Роса.

Тринидада - отважный боец и нежная мать

Почти тридцать лет назад, в 1908 году, ее отец - испанский революционер Феррер - был казнен по личному приказу короля Альфонса. Тринидаде было тогда пять лет. Со страхом и тревогой следила она, как уводили ее отца.

Тринидада полна ненависти к убийцам. Она многое видела ста фронте. Ее рассказы полны неподдельного гнева и потому производят огромное впечатление, хотя говорит она тихим голосом, почти шепотом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Налет

Дальневосточный рассказ