Шутливые мифы

Юрий Нечипоренко| опубликовано в номере №1498, октябрь 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Миф — обязательно что-то величественное. Грандиозное, серьезное, монументальное и глубоко загадочное. В общем, нешуточное. Так принято думать, и так думают все, пока не приходит веселый человек и... пририсовывает усы Моне Лизе. И называет это «Автопортрет». Какое хулиганство! Ужас! Что за мальчишеские выходки! Кричат, кричат возмущенные ценители, приученные к Высоким Образцам, не понимающие, что над их напыщенностью и высокомерием смеется с картины веселая Мона Лиза, ибо Высокий Образец — это Жизнь, а Смех — чуть ли не самое живое, что есть на свете. Одураченные своими стереотипными реакциями, они попались на удочку одному из грандиознейших выдумщиков — художнику Сальватору Дали.

Эта история вспоминается, когда разглядываешь картины Александра Захарова. Первое, что бросается в глаза, — сочные, живые краски, прекрасные пейзажи и ...полная несусветица происходящих на фоне изумрудных морей и золотых полей событий. Мужики в ватниках, матросы в бушлатах, охотники, солдаты деловито бьют, режут, стреляют, кого-то убивают. Как заведенные или обуянные какими-то бесами, идеями, приказами, в радостном ажиотаже они очень заняты, ну просто страшно заняты нелепыми делами. С кем они там сражаются — с природой, с классовыми врагами или сами

с собой, — не важно, важно, что они всю душу вкладывают в свои несуразные подвиги. Этим бестолковым и бесконечно активным копошением они напоминают... животных.

Захаров дает полную свободу фантазии зрителя, свободу додумывать, догадываться. Его картины можно разглядывать долго, находить в них все новые шутки, хохмы, подробности. Благодаря такому построению картины напоминают многослойный пирог, воссоздают целый мир, художественную вселенную. И эта веселая вселенная открыта для зрителя, она контактна, в нее легко войти — надо только вначале улыбнуться. Жизнь без шутки становится невыносимой, искусство без юмора — тягостным и напыщенным. Воспитанный человек не будет навязывать вам свои трудности без известной доли облегчающего восприятия юмора.

То современное искусство, которое получило название «постмодернизм», не ставит своей целью следование определенным правилам, в нем все разрешено — совмещение самых разных художественных стилей, использование разных языков, разработанных за многовековую историю развития искусств. Важно лишь, чтобы достигался художественный эффект, картины были органичны, живо написаны... Это искусство демократично — оно допускает соседство Брейгеля и Босха с детскими рисунками. Художник пользуется как готовыми блоками стилями разных изобразительных школ — восточных и западных, древних и современных. Потому что настоящее искусство стремится к целостности, оно живуче и уживчиво.

Сопоставление разных манер связано с характерным для художника приемом — сталкиванием разных исторических пластов. Это дает возможность провести неожиданные параллели между современностью и мифами. Творчество Саши Захарова позволяет глубже понять и старые сказки, и новое время.

Александру Захарову нет еще и тридцати, а уже большая часть его картин закуплена галереями и частными собраниями Австрии. Швеции и ФРГ. Сам он много размышляет над проблемами современного искусства, пишет статьи, организовывает выставки.

Приведу отрывок из небольшой сопроводительной статьи, предназначенной для каталога выставки, в котором он пишет о своем творчестве.

«Все, что я делаю, я не считаю картинами в полном смысле этого слова. Скорее это иллюстрации моего в большей степени литературного, чем художественного, мышления.

С детства я очень любил изображать зверей и исторические сцены. И сейчас я не изменяю своему пристрастию. Правда, на протяжении многих лет мои темы были сродни разговорам на кухне — тем, которые не слышит никто, кроме друзей и близких, но на которые люди охотно тратят время.

У меня сложился свой взгляд на историческую тематику: некоторая сюрреализация истории, мне кажется, ближе к истине, чем академические прописи, которые нередко искажают историю до неузнаваемости. Меня привлекает возможность в одном времени видеть множество времен и сопоставлять различные исторические версии».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены